Что такое фаллические символы? История фаллического культа.у разных этносов Возрождением фаллического культа

Наружные половые органы мужчины на полотнах древних мастеров прикрыты фиговым листком. Впервые этот скромный наряд появился у Адама и Евы, осознавших свою наготу. Показать «фигу» – крайне неприличный жест, хотя с другой стороны фига служила охранным от сил зла и болезней жестом. Такая двойственность отношения общества к половым органам прослеживается издревле, – пожалуй, нет ни одного другого органа в анатомии человека, так часто не являлся источником грубых выражений и пошлых намеков. Поэтому не следует смешивать, как это и было принято у древних греков, анатомический половой член и священные представления о фаллосе. Сексуальная тематика нашла свое отражение во всех, без преувеличения, видах искусства (живопись, скульптура, театр, кино, фото).

Мужской детородный орган с древних времен наделялся священными функциями власти и плодородия, поэтому его любили, ему поклонялись. В первобытном обществе человек, имевший большие мышцы, большое хозяйство и жилье был более богатым по сравнению с его соплеменниками. Размеры тела, сила и плодовитость (символом которой считался половой член), и следовательно большая семья, могущество делали из такого человека доминирующую в клане фигуру. Большой половой член становился объектом зависти других, а человек, им владевший – своеобразным идолом, которого уважали и которому поклонялись. Аксиома «чем больше, тем лучше» сохранилась и поныне. Следует отметить, что большой пенис вызывает чувство восторга с эстетической точки зрения, чувство гордости у владельца и внушает страх у других, вызывая у них уважение.

Первые найденные изображения фаллоса датированные перигордианским периодом (35 тыс. лет назад). К ранним находкам следует отнести также наскальные рисунки обнаженных мужчин на охоте времен бронзового века (Богуслан, Швеция). Так же, солидный возраст имеют статуэтки фаллосов рядом с головами убитых зверей (около5000 лет до Р.Х. найденные на территории пустыни Сахара), рисунки, изображающие женские половые органы и фигурки фаллосов, принадлежащих к ориянской культуре (пещера Тюк Де Одуберт).

У язычников фаллические действия приравнивались к сакральным, проявления бесконечности жизни. Фантазия древних людей в этом плане не знала границ и проявлялась многими обрядами в племенах земледельцев. Женщина, как и земля, рождает из себя, поэтому мужчины совокуплялись с женщинами массово на полях (Новая Гвинея). Растения высаживались в ямки и выкапывались похожими на половой член орудиями труда (Центральная Африка) или зерно мололи принадлежностями характерной удлиненной формы. Именно вертикальные столбы-пределы служили для охраны садов и виноградников . На фото изображены находки фаллических статуэток древности.

В Древнем Египте культ фаллоса занимал действующее место в верованиях и обрядах: фаллос являлся символом мужской силы, связано это с легендами об Осирисе и Ра – царя всех богов, который изображался обнаженным. Богиня Нут имела фаллическое тело при женской голове. Жрецы Древнего Египта с помощью фаллоса пытались лечить больных.

Фаллос в переводе с греческого языка эрегированный половой член и его изображения, а также символ производительной силы и плодородия. Древние мифы и легенды имеют упоминания о культе фаллоса, он имел значение в культуре греческих богов – диметр, Гермеса и особенно Диониса. Цитируем Геродота: «Греки воздвигают фаллосы в имя Диониса и устанавливают на них деревянные фигурки, символизирующие мужчин с большим не по размеру половым органом”. Многие рисунки на античных вазах изображают именно праздники во имя Диониса (рис.).

Во время проведения праздника Бахуса девушки не лишены целомудрия (их называли «канефоры») несли изображение фаллоса, украшенное цветами. Греки делали искусственные фаллосы из дерева, кожи, интересно не редко с крыльями - это свидетельствовало о стремительности производственного потенциала. Также исповедовали культуру фаллоса Пан и Приап. Приап, как правило, изображался бородатым дедушкой с грозным выражением лица и большим членом, намекал на пребывание в беспокойном состоянии (рис.).

Согласно мифам Приап - плод любви бога вина Диониса с богиней любви Афродитой. Это бог фертильности, символизирующий богатство и достаток. Богиня Гера прокляла Приапа, это привело к его недостатку при рождении, и он был изгнан с Олимпа. Но, несмотря на это, люди любили это божество и устраивали праздники в его честь. Во время этих праздников разрешалась полная сексуальная свобода. Во Франции существовали такие аналоги Приапа: на юге - святой Футин, в Бурге - святой Герлюшон, в Бретани - святой Жилея и святой Генола. Часто женщины приходили к подобным идолам занимали их статуи в надежде избавиться от бесплодия, потому что они дарили женщинам плодородие, а мужчинам - мужскую силу. Древние германцы приносили жертвы богу Фрико в честь брака. В Турции аналог Приапа известный под именем бога Беса. Статуэтки, изображающие его поныне пользуются успехом у туристов.

Фаллический культ существовал у многих народов мира, отличались только обряды поклонения, форма и размеры фаллических символов. По всему миру возникали гигантские колонны-фаллосы: гермы и менгиры. Герма (hermae) - квадратный столб с головой бородатого мужчины сверху и эрегированным пенисом посередине. Эти символические статуи, устанавливались как у дорог, полей, так и внутри дома. Они несли защитную функцию и функцию оберегов (Египет, Греция, Индия). При археологических раскопках в Помпеях, в доме пекаря был найден красный фаллос с надписью: «здесь находится блаженство». В разных областях Европы найдены менгиры, представляющие собой высокие каменные столбы до 20 метров высотой цилиндрической или конической формы - символы фаллического культа. Такие сооружения частые на Британских островах, во Франции на Кавказе (рис.).

В Римской империи культ фаллоса проявлялся жертвоприношениями и защитой от злых сил с помощью фаллических фигурок. На воротах вешали фаллические символы с той же целью, с которой сейчас вешаются подковы - «на счастье» и как обереги. А в малой Азии фаллический культ связался с церемониальным погребением: фаллос использовался, как посмертный памятник на могилах у мужчин .

Индия отличается одной из старейших фаллической культурой. Здесь до сих пор поклоняются фаллосу в форме лингаму (lingam). В «Puruska Sukta» написано: поклонение фаллосу, не означает поклонение анатомическом органа, а просто признание вечной божественной формы, проявляется в микрокосме. Мужской орган - не более, чем изображение этой божественной эмблемы, оригинальная форма жизни - лингам. Лингам в индуизме символ Шивы и его плодородия, классически имеет форму столбов, внешне напоминающий рог, высотой 75 см и диаметром в основе 30 см, правда те из них, которые установлены в храмах, могут достигать гигантских размеров (рис.). Многие индусок носят лингамы на шее подобно христианам, которые носят крестики. В буддизме ворота в храмах охраняются внушительных размеров воинами с сильно выпирающими гениталиями для отпугивания злых духов.

На Американском континенте до прихода испанцев также поклонялись фаллосу: именно испанцы нашли в храмах индейцев идола, имевшего фаллическую форму. Из художественного фильма об индейцах Майя «Апокалипсис (Apocalipto)» узнаем о применении народных методов в лечении бесплодия одного из героев фильма и шутки племени по этому поводу. В Никарагуа и Коста-Рике находили скульптурные изображения полового акта, а на берегах реки Миссисипи - фигурки похожи на греческого Приапа, сделанные из камня или опаленные глины.

Араваки, населявших Антильские острова, обтесывали камни, придавая им треугольную форму, в которой явно прослеживалась фаллическая символика. Назывались они «земис» и служили в ритуальных обрядах посвященным культа плодородия. У народов Лики и Карии была практика смазки священного конуса оливковым маслом, во время проведения торжеств. В храме Аполлона в Дельфах маслом смазывали священный камень.

Относительно символики половых органов, - культура мира не пожалела фантазии! Круг и палка – самые примитивные из них. Меч и щит, жезл и тонзура, скипетр и корона, колонна и арка, флейта и барабан - вот неполный перечень богатой фантазии человечества по этому поводу. По мнению части исследователей мирового культурного наследия звезда Давида - это изображение полового акта: треугольник вершиной вверх символизирует мужское начало, а верхушкой вниз - женское. Изображение половых органов человека символизирует не только плодовитость, но еще и вбирает в себя черты мужского или женского характера (мужество, храбрость, или неспособность вести боевые действия). Когда город капитулировал быстро, без сопротивления, победитель устанавливал одну или несколько колонн-обелисков, на которых было выгравировано имя завоевателя. «А рядом, - рассказывает Геродот, - воспроизводили интимные части женского тела, чтобы продемонстрировать, что у противника не хватает мужества». Установка обелисков - явление привычное поныне, во всех более-менее крупных населенных пунктах, затронутых войной (в Киеве это - памятные знаки в честь легендарных завоевателей на проспекте Победы и в парке Славы). Персонификация гениталий не обошла стороной народный фольклор, анекдоты. В одном из ирландских рассказов богатырь Фергюс характеризуется прежде всего размерами своего полового органа .

У наших предков, а именно носителей трипольской культуры, также была своя символика тесно связана с тематикой половых органов и отношений. «Трипольская культура была открыта чешским археологом Викентием Хвойкой более ста лет назад на Правобережье Украины. Из-под земли удалось достать достопримечательности культуры, столь отличные от привычных нам образцов первобытного общества, что можно было бы переписывать всю историю современной цивилизации», - пишет Эдуард Халепа, в статье интернет-изданию «Музеи Украины». Также, с его слов видим: «Трипольцы в своих больших поселках оставляли много бытовых и сакральных глиняных изделий. Среди последних - небольшие женские фигурки с нанесенными на их тела священными орнаментами. На высшем этапе развития наших предков магические рисунки переносятся на одежду. Тысячелетиями сохраняется древний символ плодовитости: волшебный расчерченный ромб - щедрая нива. Весной - в честь Богини плодородия ярового зерна Деметры, осенью - на славу ее дочери Богини озимых Персефоны проводили мистерии, где жрец лил воду на землю, имитируя небесное оплодотворение ее дождем. В 1970 году в Москву и Санкт-Петербург привозили музейные экспонаты из столицы Кипра Никосии, среди них был кувшин с одной ручкой и носиком - прототип современного чайника. Носик был сделан в виде женщины, которая держит в правой руке небольшой кувшин без дна. Через него можно лить воду из большого кувшина. Это ритуальный предмет тех мистерий. Носик кувшина форме напоминает еще и морду быка. Образ Бога неба Зевса, который, проливая дождь, оплодотворяет Мать-землю. Показательна и одежда Деметры: поверх платья она носит фартук в клеточку, расчерченный подобно трипольскому ромбу. В Украине с древнейших времен изготавливают плахту - верхнюю декоративную юбку. Вера в чудесные свойства этой клетчатой одежды, которая способствует плодородию в широком смысле, пришла к нам строками извечных ритуальных песен. Греки, наверное, под влиянием трипольской культуры ревностно хранили тайну национального плодородия. Под угрозой смертной казни на ритуальных обрядах запрещалось находиться мужчинам, гетерам, а также любому из иностранцев. Допускались только добропорядочные матроны, причем по рекомендациям. Это говорит известная комедия Аристофана «Женщины на праздновании». Эллины опасались, чтобы посторонние не узнали загадки преобразования мертвого зерна в живой росток, чтобы не раскрыли местную тайну оплодотворения и не сглазили, не навредили национальные достижения» .

В наши дни додумались собирать коллекции гипсовых отпечатков половых членов известных рок-исполнителей (Чикаго), привязывать мальчикам на живот маленькие соответствующие кулоны, как обереги (Таиланд). Все это расценивается как вознесение человеческого возрождения, а не действия, побуждающие к похоти и разврату .

Представители разных культур были достаточно откровенными в своем увлечении большим членом. Больше всего крупные фаллосы ценились индусами. В их изобразительном искусстве, скульптуре преобладают образы мужчин с большими, свисающими, как у коня гениталиями. В жизни, однако, воплощением мужской силы считались маленькие члены. В «Камасутре» перечисляются четыре типа мужчин в зависимости от длины их мужского достоинства. «Шуша» - человек-заяц: член в эрегированном состоянии всего 5-7,5 см, считается «гибким, эластичным и сильным». К тому же - это прекрасный идеал. «Мрига» - человек мужчина: эрегированный член его средних размеров 10-15 см, такой тип называется «совершенным воином», он «грациозный и подвижный». «Врисхубиа» - человек-вол: имеет достоинство длиной 18-20 см, характеризуется как «мускулистый и грубый». «Ушва» - человек-жеребец, последний в списке, жидкий индивид с толстым, как запястье, членом длиной более 20 см. Индусы сардонически приписывали ему такие качества, как «абсолютно слабый и вялый» . Аналог «народной» классификации половых органов существует в нашей культуре, культуре Киевской Руси. Самый маленький из пенисов в классификации - «Ласкун» (10 см в дожину), наибольший - «Балда» (17 и более см). Также выделяли «Лебедь» (11-12 см), «Балун» (13-13,5 см), и «Султан» (14-16 см). Славяне классифицировали половые органы не только по длине, но и по диаметру: «Малыш» - 2 см, «Принц» - 2,5-3 см, «Король» - 3,5-4 см, «Голован» - 4 , 5 см и «Слон» - 5 и более см .

Культура Древней Греции также выражает двоякое отношение к размерам полового члена. На изображениях той эпохи боги наделялись достаточно массивными инструментами, а люди – напротив, сравнительно крошечными дарами природы. Что касается древних Афин, там большой половой орган считался ненормальным явлением и имел варварскую характеристику, служил основой для карикатур, сатиров и дикарей. По словам Аристотеля маленькие члены более «плодородные», чем большие, так как семья не остывает, преодолевая при эякуляции более короткую дистанцию. Интересно, что в Древнем Риме юношам проводили инфибуляцию (рис.) - застегивание крайней плоти на медную пуговицу. Без такой манипуляции спортсмен не мог принимать участия в Олимпийских играх, где все, кто боролся, были обнажены.

Интересы арабов большими фаллосами объяснялось древним мусульманским афоризмом: «женщина предпочитает лишний сантиметр в мужском органе всему, что ей может дать как этот так и другой мир». Арабы относились к размерам полового органа с таким большим уважением, что оттоманские тюрки завоевали их только потому, что имели славу нации «обладателей большого мужского достоинства». Тюрки выставляли на всеобщее обозрение размеры членов завоеванных арабских вождей, сравнивая их с настоящими или даже вымышленными громадными членами турецких командиров. Это довольно активно способствовало подавлению сопротивления со стороны арабов.

В Европе в эпоху Ренессанса в моду вошли мужские накладные гульфики (рис.), которые представляли собой подложку из нескольких слоев ткани и пришивались к брюкам, чтобы визуально увеличить выступающий между ног бугор, неотъемлемую часть мужской анатомии тела. Новость моды быстро прижилась и частично модифицировалась - чего только не втыкали в гульфики, чтобы увеличить их размер - платочки, монеты, ключи и многое другое. На статуе, украшающий фасад здания, можно увидеть даже специально изготовленные латы, для демонстрации этой части тела (рис.). Если посмотреть на портрет Наполеона в полный рост можно заподозрить его страсть к этому аксессуару (рис.) . Теперь, бывает, в конкретное место специального белья накачивают воздух для увеличения того, что выпирает.

Если бы провести опрос среди мужчин - довольны ли они размером своего полового органа, то, безусловно, пессимистических ответов мы бы услышали больше. Если поставить вопрос несколько по-другому - хотели бы, если это было возможно, как в сказке, за волшебным словом увеличить свой член на сантиметр-два, то 95% ответили бы: «Да», другие же 5% или солгали бы, или же они не удовлетворены своим размером с другой стороны, как слишком большим. Анализируя причины, по которым мужчины придают такую значимость размерам своего полового органа, упрощенно можно оценить их как особей, склонных к соревнованиям. В различных вопросах жизни человека, - говоря о работе, учебе, заработке или статусе, - мужчина, сравнивая себя с другими, более или менее сознательно дает оценку себе по сравнению с другими, подобными себе. Наличие большого полового члена, как и высокого жизненного статуса, обеспечивает ему прочное место наверху тотемного списка мужской силы. Мужчины и женщины считают, что мужчина с большим пенисом обладает большей сексуальной силой и мужским темпераментом.

Мужчины даже с посредственным уровнем знаний по этому вопросу понимают с позиции здравого смысла, что женщине скорее болезненно, чем приятно заниматься сексом с мужчиной, который обладает очень большим «орудием». Но вопрос о размерах члена касается скорее чувств мужчины, чем его здравого смысла. Эта эмоциональная сторона вопроса беспокоила мужчин издревле, потому что еще на скалах рисовали мужчины более высокого социального статуса или ранга с большим половым органом и большей палкой . Хотя и на сегодняшний день подобные рисунки остаются актуальными в местах общего пользования, где данная художественная тематика актуализируется назначению заведения .

Мальчики начинают активно сравнивать свой ​​член в период полового созревания, когда появляются волосы в паховой области и интенсивно развиваются гениталии. В течение всей будущей жизни мужчины продолжают сравнивать размеры своих органов в раздевалках, комнатах отдыха, банях. Эти наблюдения или развеивают, или, напротив, усиливают их фобии относительно своей сексуальной полноценности. Известно также, что многое зависит от позиции по изучаемого половой член: если смотреть на него сверху, то размеры несколько скрываются, что может лишь усилить страх владельца о недоразвитый пенис. Тревога мужчин относительно размеров члена очень велика. Племенные шаманы с Берега Слоновой Кости, в Африке эффективным оружием против врага и надоедливых туристов считают угрозу с помощью чар уменьшить размер члена.

Какое значение имеет размер полового члена для женщины? Сексопатологи утверждают, что для них большее значение играют знания партнером эрогенных зон своей партнерши, техника полового акта, чем антропометрические параметры человека. Такие же аргументы приводят и большинство женщин, но почему-то они звучат недостаточно убедительно. Опытные женщины считают, что приемы и поведение в постели влияет на их эмоциональную сферу, поэтому если в этом отношении мужчины равны, они (опытные женщины) выберут мужчин с большим половым органом. Эту позицию описывает выражение «Лучше хороший большой, чем хороший маленький». Поэтому мужчины и женщины в своем большинстве единым фронтом выступают в силу разных причин за большой член.

В одном из номеров журнал «Плейбой» опубликовал исследование своего читателя. Он провел опрос группы женщин, хотя бы один раз рожали в возрасте от 25 до 50 лет. Среди них не оказалось ни одной, которой бы нравился маленький пенис. Конечно, данное исследование не имеет научной ценности, но оно помогает и дальше утверждать, что большинство женщин предпочитают большой мужской половой орган.

Многие женщины также считают, что маленький член с психологической точки зрения не вызывает у них такого возбуждения во время подготовки к половому акту, как большой член, или даже член среднего размера, которые символизируют собой агрессивность, мощь и силу, мужскую энергию. К тому же если член длиннее среднего у женщины возникает перспектива более возбуждающего, более пленительного коитуса, и она уже в силу этих представлений возбуждается с большей силой . Факт хорошо объясняется с этиологической точки зрения - выбор самкой более доминантного самца. К тому же со слов Самохвалова В. П. - «стремление к обладанию престижными ценностями является важной чертой человеческой натуры». Кроме психологических преимуществ большего полового органа (гордость и уверенность владельца), он имеет некоторые физические преимущества - большая маневренность и широкий спектр позиций, также больше растяжение влагалища, площадь соприкосновения, а следовательно более острые ощущения у партнеров. Но вагинальная стимуляция не всегда приводит к оргазму женщины. Этим и объясняется аргументы в пользу техники половых отношений .

За время своего развития человечество предлагало различные способы увеличения полового члена. И не только с помощью волшебства. Для этого смазывали пенис различными веществами, в частности желчью осла. В XVI веке известный итальянский анатом Габриэль Фаллопио советовал желающим больше заниматься онанизмом. Отдельные энтузиасты втыкали в заранее подготовленные разрезы на половом органе куски проволоки, слоновой кости или даже золотые предметы. В более жарких странах на орган надевали чехол и шнурками привязывается к телу. Папуасы демонстрируют такое и сегодня, не только намекая окружающим на свои небывалые потенциальные возможности, но и утверждая тем самым свой социальный статус, тем естественным, что есть. Хранят они в явно не занятом полностью цилиндре табак и еду (рис.).

Для удлинения полового члена издавна был известен такой способ: к органу подвешивался груз, начиная с подросткового возраста. Данный процесс порой продолжался всю жизнь, однако способствовал значительному удлинению полового члена. В вершине реки Ганг можно встретить мужчин из племени Садху с фаллосом до колена; была даже зафиксирована длина 92 см. Другое дело, что данный индивид в постели не дееспособен и процедуры удлинению члена проводились исключительно в эстетических целях и ритуальных традициях .

Мужчины бразильского племени Топинама в XVI веке значительно увеличивали свои органы, подставляя их под укус ядовитой змеи. В течение полугода спустя эти мужчины терпели невыносимую боль, однако в результате они могли удивлять женщин ошеломляющим видом своих членов. В некоторых племенах протыкали иглы через головку члена, что приводило к формированию устойчивых свищей. В дальнейшем в эти отверстия вставляли различные предметы с целью стимуляции полового партнера и человек с самым изысканным «художественным оформлением» считался лучшим любовником и женщины просто не давали ему прохода . В середине ХХ века разработан и курс вакуумной гипертермии и хирургические методы (пересечение подвешивающей и пращевидной связки полового члена,) и методы основанные на статическом вытяжении.

Тем не менее, постепенно культ фаллоса терял свою значимость. Римляне уменьшили его до изображения на амулете, который должны были носить муж с женой для сохранения супружеского счастья, а заодно и свой ​​дом от недоброго взгляда.

В Средние века совсем покончили с культом. Христианская религия и ее верховные пастыри очень негативно относились к открытой пропаганде секса. Мораль того времени – «секс исключительно для продления рода». Чтобы не вводить верующих в соблазн все скульптуры античности публично были «кастрированны». Церковь IX века осудила использование фаллических амулетов распространенных в то время. Этот обычай сохранялся вплоть до XVI века.

В периоды Реформации и Контрреформации на тему сексуальности было наложено жесткое табу. Рисунки гениталий или обнаженной натуры были закрашены или прятались за фиговым листьями. Только в научных работах того времени допускались изображения пениса. С Французской революцией, принесшей некоторую свободу, произошло уменьшение давления общественной морали, однако фаллос потерял свою символику фертильности и мужской силы.

Запрещающие действия дали отрицательный результат, спровоцировали появление культа грубой силы, культа не мужа-продолжателя рода, а мужчины-самца. Миром управлял не культ совокупления и любовных утех, а культ примитивной и бездумной покорности. Отсутствие сексуальной грамотности приносило свои горькие плоды - от бессмысленности кровосмешения до ужаса перед нежелательной беременностью, от несчастья мучительной болезни к позору обманутого целомудрия. Все эти страдания связывались с мужским половым органом. Поэтому-то изображение фаллоса долгие века, после Греции и Рима, запрещалось, а обнажение его стало позорным и развратным действием.

Генетическая память - великая вещь, она долгосрочная и устойчивая, неподвластная времени и условиям. Поэтому всякий раз, когда человек сравнивает свой ​​член, он подсознанием возвращается к тем временам, когда фаллос олицетворял силу и мощь своего владельца. Время неуклонно идет, все меняется. Меняются взгляды, мировоззрение, воображение, ценности. Но человек навсегда останется человеком. И точно, как когда-то, каждый человек стремится к лидерству в чем-либо.

Подводя итоги можно отметить, что проблема «размеров» смущала человеческий ум с давних времен и до сих пор в полной мере не потеряла своей актуальности. Правда, принцип «чем больше - тем лучше» убыточный, неверный. Поэтому и существуют среднестатистические нормы размеров мужского полового члена, чтобы провести границу между «чем больше - тем лучше» и «слишком - то нездраво». Об этом в наших следующих статьях.

Литература:

  1. Этинген Л. Е.Как же вы устроены, господин тело? – М.: ЛИНКА ПРЕСС, 1997. – с. 162-168.
  2. Щеплев П. А., Курбатов Д. Г.Малый половой член. Методы коррекции. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – с. 8-30.
  3. Как увеличить размер мужского полового члена. – Пер. с англ. М: КРОН-ПРЕСС; 1995.
  4. Vanggaard T. A Symbol and its History in the Male Word. NewYork; 1972. – P. 34-49.
  5. Кон И. С.Введение в сексологию. – М.: Медицина; 1988.
  6. Onian R. B.The Origins of European Thought about the Body, the Mind, the Soul ets.Cambridge: Univ. Press; 1951. – P. 133-135.
  7. Синицкий Ю. Ю., Синицкий С. Ю.Фалокоригуюча та фалореконструктивна допомога в умовах амбулаторної андрології // Андрология и сексуальная медицина №. 3(39) – с. 26-32.
  8. Feustel R.Sexualität in den Anfangen der Menschheit.Sexuoiogie 1978; 3: 87-89.
  9. Любарский А. В.Отдельные междисциплинарные аспекты эволюции лечения эректильной дисфункции от ректального массажа к «фаллической» Виагре // Здоровье мужчины №2 (17) 2006. – с. 52-54.
  10. Schonfeld W. A. Beebe G. W.Normal Growth and Variation in the Male Genitalia form Birth to Maturity. // Journal of Urology – 1942. – – P. 759-777.

) изображенмужчиной с мощным фаллосом (на картине Мантеньи дажевидна его головка) и никакими ссылками на складки материала тут не оправдаться. Впрочем, на складки тканине ссылается и автор книги о наготе Христа в Искусстве Лев Штейнберг[i] , который зафиксировал начало обращения художников к этой теме. Не пропустим также необычныйрисунок мышц живота Христа на картине Хеемскерка, который тоже имеет значение.

От фаллического христианства к ведьмами их осуждению.

В прошлый раз мы остановились на распространенности фаллической символики в ранней западной церкви. Ее, конечно,было намного больше, слишком многое до нас просто не дошло. Почему? В истории церкви настал момент, когда церковь решила от фаллосов в храмах избавиться. Но он настал достаточно поздно, надо заметить, а предшествующая история оставила такие следы, что полностью их уничтожить оказалось невозможно (рис 7).

Рис. 7. Так называемый «масонский молоток» 15 века из Ирландии - SmithstownCastle (Clare). Но, однако, на самомделе и зображен инструмент, которым если и строят, то совсем не здания.

Теперь надо бы понять, где пролегает граница между двумя фазами развития христианской церкви? Когда был совершен переход?

Он, конечно, происходил в течение определенного промежутка времени. Начало перемен можно обозначить не откладывая. В книге Майкла Харрисона «Корни колдовства» рассказывается, между прочим, как он пришел к ее основной идее своей книгив разговоре с профессором Джофри Уэббом, известным историком искусства(Geoffrey Webb ).

Тот рассказал ему, как он исследовал алтари старых церквей в Англии. Началось с того, что во время Второй мировой войны бомба повредилабольшую каменную плиту, покрывающую пол алтаря старой церкви, и, исследуя его, профессор Уэбб нашел внутри алтаря каменный лингам или фаллос (что-то вроде того, что на рис. 8?) . Уэбб установил, что "90 процентов всехцерквей построенных примерно до "Черной смерти" в 1348содержали«Бога» илиритуальный фаллос, скрытый в алтаре".

Поскольку еще в 1921 году Маргарет Мюррей в «Культе ведьм в Западной Европе» обосновывала, что преследуемые «ведьмы» на самом деле были сторонниками дохристианской религии плодовитости,Харрисону осталось только сделать вывод, что раннее христианство содержалов себе и фаллический культ, и «ведьмы» были сторонницами этой формы христианства. По Уэббу и Харрисону, следовательно,отступление фаллоса из церкви относится ко второй половине 14-ого века - началу 15-ого.



Рис. 8. В Ирландии сохранилось немало таких каменных лингамов . Вероятно, в Англииранние христианские церкви строили на местах аналогичных фаллических святынь, так они и попали в алтари

Фаллические святые и их поклонники.

Теперь зададимся вопросом, а как рано возникло«фаллическое христианство», и кто именно его персонифицировал?

Существует в христианстве целый ряд фаллических святых, то есть таких, фаллос которыхимел особое значение для верующих. Вот по их именам мы и приблизимся к ответу (см список)

  • - Святой Фотин, чье имя на самом деле былоПотин (Фотин - по сближению с вульгарным глаголом foutre , что аналогичен русскому еб…), первый епископ лионский, умер мученической смертью в 177 г. Его культ был связан исключительно с пенисом святого. Статуи св. Фотина изображали его с большим фаллосом. На расстоянии нескольких лье от Клермона находилась одиночная скала, напоминавшая по виду фаллос и она носила имя святого Фотина.Мест его поклонения было л Франции очень много: Embrun , Porigny , Cives , Vendre ( Bourbonnais ), Auxerre , Puy - en - Velay , Girouet (Sampigny ), и др. Когда войска протестантов в 1585 году захватили Эмбрун, то обнаружили, чтофаллос (вероятно, деревянный, как и в ряде других случаев) находится в церкви среди главных святынь. Поклонение фаллосу протекало так: бесплодные женщины обливали головку фаллоса вином и вино собирали в чашу, давая ему потом закиснуть. Полученный «святой уксус» пили для лечения. Еще римские обряды выглядели аналогично, так что связь с дохристианским периодом тут явная. Святому также посвящались восковые изображения половых органов от тех, кто хотел получить помощь от святого. Аналогичный культ деревянного фаллоса существовал в храме св . Евтпропия в Оранже (Прованс ). Он был захвачен простантами и публично сожжен в 1562 году
  • Святой Герлихон Saint Guerlichon был фаллическим святым из Бург-Дью возле Бурже, Франция. История возникновения святого феерична. Еще в римские времена в Бург-Дью стояла римская фаллическая статуя, которой поклонялись, как помогающей от бесплодия. В христианские времена статуя была объявлена посвященной некоему святому. Он получил свое имя и культ. Фаллос «святого» терли, полученныйпорошок пили, как средство от женского бесплодия. Когда фаллос стирался, его заменяли новым. Потом, утомившись постоянно обновлять статую, причинное место закрыли фартуком и сообщили, что лечит взгляд на фаллос, который периодически открывали.
  • Святой Терс Антверпенский или Приап Антверпена (или Semini or God Jumenas ) , местный святой. О нем сообщал Йоханнес Горопиус Беканус (Johannes Goropius Becanus , 1519-1572), который даже назвал Антверпен Лампсаком Бельгии (оттуда был родом Приап). Имя Терсбыло связано с половыми функциями. В Антверпене существовал приапический храм Терса. Во временаБекануса он уже был посвящен иному святому, хотя и сохранял изображение Терса над входом (рис. 9). Была в городе также невысокая статуя Терса стоящая у городских ворот, с широко раздвинутыми ногами и торчащим фаллосом. Женщины и тут совершенно истерли его, потому что соскребали с него порошок и пили ее с вином для лечения от бесплодия. По праздникам оба места украшались гирляндами.

Рис. 9 Барельеф с фигурой Терса, фаллос стерт до дыры.

  • Святые 3 века Козьма и Дамиан, врачи-близнецы. Центром их культа была Исерния в Иаталии, Сэр Уильям Гамильтон (WilliamHamilton , 1730-1803) сообщал, что среди восковых изображенийчастей тел, посвящаемых святым, преобладали изображения фаллосов, поскольку святые считались покровительницами девушек, стремящихся выйти замуж, и бездетных женщин, мечтающих о потомстве.
  • Святой Гиньоль (SaintGuignolé ) первый аббат монастыря Landé vennec , живший в 6 веке, получил свой приапический статус, потому что его имя было похоже на слово породить. Его святилище сохранялось до 1793 года Св. Гиньоль изображался с огромным фаллосом и стал прообразом комической фигурки французского театра марионеток, нечто вроде Петрушки.

Можно назвать еще несколько святых (St . Gilles , St . Rene , St . Regnaud , St . Arnaud ), но и так ясно, что культы эти появились в самый ранний период существования церкви. В те времена, от которых сохранились свидетельства, главными приверженцами фаллических святых были женщины. Вот с ними, как с колдуньями,и боролась церковь, когда стала постепенно ликвидировать церкви.

Ведьмы.

Борьба с ведьмами начала обретать свои определенные черты в 15 вв, а в начале 16 уже было создано «резюме» по этой теме.

Был такой интереснейший художник, Ханс Балдунг Гриен (ок. 1484-1545) , протестант и сторонник Лютера, который много рисовал вельм, и у него естьиллюстрации того, а что собственно ставилось этим женщинам в вину. Одна любопытна в связи с темой фаллоса (рис. 10)

Рис.10 . Юная ведьма и дракон. Еслидракону помогает купидон, то, возможно, что речь идет о критике устремлений женщин к сексу, к фаллосу. В роли фаллос тут - язык дракона. Не говорится ли здесь о том, что поклонение фаллосу есть дьявольский культ?

А вот ведьмы собрались на шабаше (рис.11) Что тут самое важное? Фаллос. То есть ведьмы не только похотливы, но еще и поклояются фаллосу. Хотя недавно это было вполне обычно и внутри церкви. Разница только в размерах поклонения?

Рис. 11. Ведьмы на шабаше, гравюра Пармижианино 1530 Катания на огромном фаллосе.

Так что вполне правдоподобно, что борьба с ведьмами означало свержение фаллических культов. Еще раз отметим, что идеология этой борьбы складывалась в 15-ом -первой половине 16 века.

Но с этим временем связано еще одно явление, а именно интерес к сексуальной силе Спасителя и его фаллосу.

Фаллический символ в старину считался очень сильным оберегом. Наши предки сраму не ведали и не делали вид, что фаллоса не существует. Не зная того, когда и откуда может прийти несчастье, люди спасались от неведомого, прикрепляя к воротам своего дома различные символы, в том числе – оберег в форме фаллоса. Знаете ли вы, что слово «удача» происходит от слова «уд»? Так древние славяне называли таинственного бога, покровителя любовной связи. Соответственно, фигурки в виде органа тела – фаллоса, без которого эту связь невозможно осуществить, считались мощными оберегами.

Слово «удовольствие» тоже имеет корень «уд» и имеет прямое отношение к древнему богу. Бог Уд изображался в образе кудрявого молодца, который восседал на туре. Рога тура были обвиты венком из ветвей калины – символом девственности.

Фаллическими символами украшали домашнюю утварь, кольца,серьги, ожерелья. Иногда к этим символам подвешивали колокольчики, которые должны были усиливать силу амулета, распугивая звоном злых духов и «нечистую силу». Фаллосы с колокольчиками подвешивали в спальне, передней. Торговцы считали, что такие амулеты приносят удачу, и вешали их в торговых лавках.

В те далекие времена очень популярны были фаллосы, изготовленные их бронзы, с петелькой для подвешивания. У некоторых народов детям надевали на шею такие амулеты, спрятанные в золотые футлярчики. Воины рисовали фаллос на шлемах и щитах, моряки – на носу корабля. Римляне, возвращаясь с победой, прикрепляли фаллосы-амулеты к колеснице, чтобы ослабить силу завистливых взглядов.


Фаллическую вакханалию не стерпела . Она очень строго относилась к разного рода амулетам. Не просто было справиться Церкви с языческими традициями и заставить людей отречься от помощи таинственных сил амулетов. С волшебством и ведовством, суевериями и даже Церковь сражалась рьяно, при этом не сомневаясь в их существовании. В 221 году вышел специальный указ римского папы Григория II, запрещающий ношение амулетов. Лаодикийский собор подтвердил этот запрет в IV веке. У женщин, изобличенных в колдовстве, инквизиция изымала амулеты и приворотные зелья.

Бороться с желанием охранять себя материальными вещицами, а не только крестным знаменем, религии оказалось не под силу. Тогда вместо бронзовых фаллосов и волшебных камушков появились — медальоны с изображением , фигурки ангелочков, образки святых, ладанки с мощами. Языческие заклинания заменили цитатами из Святого писания. Так, на православном кресте появилась надпись: «Спаси и сохрани».

Сегодня, фаллосы, изготовленные из дерева, раскрашенные яркими красками и обвязанные цветными лентами, можно увидеть в Таиланде. Это символы плодородия и богатства. Тайцы приносят их в пещеру Принцессы Любви, расположенную на одном из островов провинции Краби. В Бангкоке есть роща, называемая Храмом Плодородия, где расставлены деревянные фаллосы различных размеров.

Гигантский каменный фаллос находится в монастыре Ват По в Бангкоке. Сюда приходят с целью прикоснуться к символу плодородия, чтобы разбогатеть или забеременеть На острове Самуи есть чудо, сотворенное природой, – скалы, представляющие собой изображение мужских и женских гениталий. Тайцы ласково называют их «Бабушкой» и «Дедушкой». Многочисленные туристы фотографируются здесь на счастье и здоровье.

Фаллический культ

Фалли́ческий культ - обобщённое название группы верований различных древних (Ассирия , Вавилония , Эллада , Крит , цивилизации древних народов Америки) и современных культур (синтоизм в Японии , а также племена Африки, Южной Америки, Австралии и Океании), характеризующихся экстатическими ритуалами, посвященными порождающей силе жизни, символически представленной в виде фаллоса (мужского полового органа) или извержения его семени .

Фаллический культ у разных народов

Индоевропейские и семитические религии, включая и Древний Египет , полны следов Ф. культа. Ещё на заре ведийской мифологии мы встречаем образ быка-оплодотворителя, во множестве вариаций повторяющегося во всех индоевропейских мифологиях (Дионис - «могучий бык» у греков); в брахманизме уже выступает явственно могучий deus phallicus, Шива , главные символы которого linga = греч. фаллос и yoni = kteis, они же символы воспроизведения и обновления. В аллегорической форме шара и призмы символы эти повсеместно украшают храмы этого бога рождения и разрушения. Ф. поклонники его с XII века образовали секту лингаитов, которые постоянно носят с собой маленькие фигурки Ф. как защиту против злых наваждений. Поклонение Шиве и у одних выражается суровым аскетизмом, у других, наоборот, самым необузданным развратом .

Как в Древнем Риме изображения фаллоса из бронзы или камня служили украшениями женщин, гигантские изображения его воздвигались в храмах, и ещё в настоящее время факиры у храмов предлагают бесплодным женщинам целовать фаллос. Греко-римский Ф. культ, концентрировавшийся главным образом вокруг Диониса и Афродиты , - культ, заимствованный из семитических религий; под разными именами он господствовал во всей Западной Азии и Египте. Типичнее всего культ этот выразился в Сирии . Храм Астарты и Аттиса украшался у входа изображениями фаллоса и целыми Ф. сценами из культа Астарты. Множество оскопленных в женском одеянии прислуживали богине; другие, возбуждая себя музыкой и пляской, приводили себя в экстаз и оскопляли себя. В Финикии во время празднеств по умершему Адонису женщины срезали свои волосы и проституировали себя.

У самых первобытных племён следы Ф. культа встречаются в самых различных местах и в самых различных формах. Гиляки благоговейно относятся к срезаемой шкурке фаллоса медведя; айны ставят на могилах огромные деревянные фаллосы; бушмены , жители о-вов Адмиралтейства, обитатели Суматры и др. изготовляют Ф. изображения своих богов. Генезис фаллического культа лежит в анимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении о множественности душ индивида, то есть в представлении о том, что, кроме главной души-дубликата всего человека, существуют ещё самостоятельные души отдельных частей тела. Органы оплодотворения, с этой точки зрения, более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным существованием; за это говорило все: и таинственность процесса воспроизведения, и ещё более импульсивная бессознательность процесса, в котором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желанию индивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде, могущем существовать даже и совсем отдельно от человека и проявлять в таком состоянии свои чудотворные действия.

Некоторые Ф. изображения даже более или менее культурных народов наглядно иллюстрируют это представление. Великолепное гигантское божество Аннама , украшающее вестибюль нашего этнографического музея Акд. наук и представляющее антропоморфированную зверочеловеческую фигуру слона и пантеры, опирающуюся на царственный жезл, снабжено огромным фаллосом, украшенным такими же атрибутами (рогами, клыками, пятнистой шкурой), как и его царственный обладатель, и представляет как бы двойник этого последнего. От человека и животных такие представления о природе Ф. органов были перенесены и на всю остальную природу. Деревья, цветы, травы, даже камни считались размножающимися таким же путём, как человек. Отсюда воззрение на смену времён года и связанную с нею смену растительной жизни как на результат периодического возрождения и умирания Ф. божеств, творцов растительной жизни. Это последнее воззрение должно было играть огромную роль в земледельческий период, когда все существование человека зависело от благоприятного роста культурных растений и размножения животных. Оно вызвало целый цикл мифов об умирающем и рождающемся Адонисе , об овдовевшей Астарте, а также весенние и осенние обряды земледельческих народов. Необъяснимыми казались до самого последнего времени Ф. эксцессы, которыми сопровождались земледельческие праздники у самых различных народов. В них видели переживание первобытного коммунального брака, но это оставляло без объяснения эксцессы противоположного характера - обязательное воздержание от сексуальных сношений и даже самооскопление.

Истоки и культурные особенности культа

Оригинальное объяснение дал этим фактам Фрэзер ; он свёл их к общим приёмам симпатической магии, к которым обыкновенно прибегает первобытный человек в интересах самосохранения и для гарантирования своего материального благополучия. Все боги цикла Дионисия - боги деревьев и хлебных злаков, от производительных актов которых зависит урожай тех или других растений и жизнь домашних животных. Чтобы воздействовать на этих богов, главнейших виновников благополучия, в наиболее важные моменты - в начале весны или осенью, по окончании жатвы - первобытный земледелец прибегал к торжественным массовым сексуальным излишествам, которые по симпатии должны были вызвать усиленную половую производительность самих богов хлеба, плодов, скота. Даже ритуальное воздержание Фрэзер объясняет той же психологией. Первобытный человек, говорит он, «может думать, что сила, которую он отказывается тратить на воспроизведение себе подобных, образует, так сказать, фонд энергии, которым воспользуются другие существа, растительные или животные, в размножении своего вида. Таким образом, из одной и той же грубой философии дикарь различными путями доходит либо до обязательства (rule) эксцессов (profligacy), либо до аскетизма». Кроме общей литературы по истории религии, см. G. Frazer, «The Golden Bongh» (Л. 1900, изд. II).

Л. Штернберг. У греков фаллос (греч. φαλλός, φαλλης, φάλης, φαλης ) - орган мужской производительности, служил символом божеств Диониса , Гермеса , добрых демонов, Приапа и Афродиты , олицетворявших половой инстинкт, плодородие и производительную силу природы, причём Ф. - быть может, представлявший собой первоначально фетиш , - впоследствии стал атрибутом в культе божества. Значение Ф. как фетиша освещается тем фактом, что в мистериях Диониса Ф. изображает самого Диониса; в культе же Афродиты Ф., очевидно - атрибут, символизирующий основные черты богини. Наиболее значительную роль Ф. играет в культе Диониса, особенно во время сельских праздников сбора винограда и городских празднеств, которыми ознаменовывалось наступление весны. На сельских или малых Дионисиях Ф. поднимали вверх и носили в процессии (греч. φαλληφόρια, φαλλαγώνια ) с особыми так называемыми фаллическими песнями, образчик которых мы имеем в стихах 263-279 «Ахарнян» Аристофана (изд. Bergk’a). Описываемая в этой комедии процессия устраивается Дикеополем и членами его семьи; впереди идёт его дочь с корзиной на голове (канефора), за нею следует раб Ксантий с высоко поднятым символом Диониса, и, наконец, шествует сам хозяин, импровизирующий веселую песенку в честь Дионисова спутника Фалета. Дополнив бегло набросанный Аристофаном очерк процессии более просторной перспективой, более шумной и многочисленной толпой участников, более широким захватом веселья и перекрестных шуток, мы получим ту фаллическую процессию (греч. κώμος ), в смехотворных шутках которой заключаются зародыши древнеаттической комедии. Кроме веселья, в этих сценках не было ничего религиозного, дионисовского - ни жертвенника, ни культового действа, ни традиционных сатиров, ни мифического содержания; они могли зарождаться и зарождались и вне Дионисовского обихода, как южно-италийские мимы и ателланы с их литературным и народным наследием (Веселовский, «Три главы из исторической поэтики», 1899, СПб., стр. 134). Из этих отрешенных от форм культа положений с их реальными типами возникла комедия, когда темы, взятые из быта или из мира фантастики, с полными шаржа и бесцеремонно откровенными типами и с столь же откровенной сатирой на личности и общественные порядки, объединили разнообразие этих положений. Ф., фигурировавший на упомянутых процессиях, делали из красной кожи, придавая ему положение эрекции (греч. ίθύφαλλος ), и привешивали к длинному шесту; участники процессии привязывали себе небольшие Ф. к шее и бедрам, наряжались в пестрые костюмы и надевали маски. Восточная склонность к крайностям проявилась в греческих городах эллинистической эпохи, между прочим, и в культе Ф.: в пропилеях Дионисова храма в Сирии стояли два исполинских Ф. с надписью, гласящей, что Дионисий посвящает их мачехе своей Гере; в Александрии при Птолемее Филадельфе носили в процессии Ф. длиной в 120 локтей, с венком и золотой звездой на кончике. Наряду с этим во всех странах эллинского, равно как и римского мира употреблялись небольшие Ф. в качестве амулетов , которым приписывалась чудодейственная сила - прогонять дурные влияния и чары. У римлян этот амулет назывался fascinas или fascinum: его носили в детском возрасте на шее, вешали над входами в дома и комнаты, выставляли в садах и на полях для их охраны. Чудодейственная сила Ф. исходила из того, что обсценное изображение привлекало к себе взоры и отводило их от опасного предмета (Плутарх , Пир, V, 7, 3). Отцы церкви нападали на крайности, которыми сопровождался в их время культ Ф.: так, в Лавинии в течение целого месяца, посвящённого Либеру , Ф. носили по всем деревням, чтобы отвести от полей злые чары, после чего водворяли его на место, пронеся его по всему городу через площадь; на свадьбе новобрачная должна была сидеть на Ф., которому как бы приносила в жертву своё целомудрие . Вообще культ Ф. как символа производительной силы мы встречаем во многих религиях природы как у диких, так и у культурных народов. Именем итифалла (Ф. в состоянии эрекции) обозначаются также песнь в честь его и сопровождающая её пляска. Итифаллические песни слагались в особом размере (лат. versus ithyphallicus ), представлявшем собой трохаическую триподию.

Фаллический культ сегодня

Культ этот царил не в одном только античном мире, откуда пошло его название (слово «фаллос » происходит из греческого). Он одинаково распространён в различных стадиях развития у самых первобытных племён и у культурных народов внеевропейских (например, у японцев), а в виде многочисленных переживаний - у крестьянского населения Европы. Ещё так часто встречающийся среди нас грубый обычай ставить «кукиш » оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведёт своё начало от Ф. культа, так как изображение Ф., символом которого является в данном случае «кукиш», в прежнее время повсюду считалось охранителем от всяких злых духов и чар.

Типической страной Ф. культа, сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является Япония . По шинтопатической космогонии даже самые острова японского архипелага представляют собой не что иное, как гигантские Ф., созданные Ф.-ами. Реальные изображения Ф. и ктеис находим в божницах, на дорогах. Символы Ф. (гриб, рыло свиньи) и ктеис (бобы, персики) - служат жертвоприношениями.

См.также

Литература

  • Паскаль Киньяр. Фасцинус (Фаллический культ в культуре греков и римлян) . Архивировано // Киньяр П. Секс и страх: Эссе: Пер. с фр. - М.: Текст, 2000. - С. 36-50.
  • Ильясов Ф. Н. Генитальные символы в рекламе . Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Дафнис
  • Египт

Смотреть что такое "Фаллический культ" в других словарях:

    Фаллический культ - выражается: 1) в обоготворении органов оплодотворения, мужского (Фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ; 2) в обоготворении действительных или символических изображений этих органов; 3) в антропоморфировании этих… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Фаллический символ - Фаллический культ выражается: в обоготворении органов оплодотворения, мужского (фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ; в обоготворении действительных или символических изображений этих органов; в антропоморфировании … Википедия

    Фаллический - культ выражается: 1) в обоготворении органовоплодотворения, мужского (Фаллос) и женского (ктеис) как самостоятельныхбожественных существ; 2) в обоготворении действительных илисимволических изображений этих органов; 3) в антропоморфировани… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Фаллическое каменное изваяние в окрестностях Хархорина (Каракорума), у буддийского монастыря Эрдэнэ Зуу в Монголии - продолжатель легенды сохранившегося до наших дней более древнего подлинника. Фото alex-dfg.livejournal.com.

Фаллический культ имеет прямое отношение к культу Неба как минимум со времен хунну, считают некоторые исследователи тенгрианства, не чуждые теории пассионарности К примеру, автор сайта, посвященного традициям, культуре и обычаям тюркских народов, имеет свой взгляд на этот счёт. Познакомимся с изысканиями приверженца идеи «Турана под Вечным Небом», Айрата Галимзянова из Казани – в его статье о гуннах как «сексуальных пассионариях Евразии».

Археологи при раскопках на территории казанского Кремля нашли алебастровый фаллос, наполненный зернами. Видимо, предки казанских татар использовали приемы сексуальной магии древней тюркской религии - Тэнгрианства - для обеспечения плодородия.

На территории Уфы, столицы Башкортостана, археологами также "найден бронзовый предмет с характерными признаками культа фаллоса". (Р.Б.Ахмеров "Наскальные знаки и этнонимы башкир", Уфа, "Китай", стр.33).

Ученые Балкарии на горе Донгат Чегемского ущелья раскопали интересный культовый камень, изображающий одновременно и женский, и мужской половые органы (И.М.Мизиев "Очерки истории и культуры Балкарии и Карача, XIII-XVIII вв", Нальчик, "Нарт" 1991, стр.151).

Древние тюрки-алтайцы изобразили на горе Калбак-таш шествие хоровода, в котором один из участников держит в вытянутой руке прямую палку-посох. А посох, столб, шест, мировое дерево у многих народов ассоциировались с мужским производительным началом - фаллосом. Мировое дерево одновременно разделяет и соединяет Небо и Землю - отсюда фаллическая символика мировой оси и ее алломорф типа линги.

Арабский путешественник Ибн Фадлан еще в Х веке зафиксировал у башкир 13 культов, в том числе единого тюрко-монгольского бога Тангры, коня, журавля и... фаллоса!

Ибн Фадлан констатировал, что многие башкиры-мужчины носят на шее деревянные амулеты в виде фаллоса как признак и культ мужественности.

У бурзянских, минских башкир до недавнего времени существовали ритуалы почитания изображения мужского полового органа, вырезанного из дерева. Им оберегали детей, вывешивали в хлев для обеспечения плодородия.

Деревянная фигурка фаллоса, называемая "кут-ата" имеет генетические связи с архаичным фаллистическим культом, имевшим место в быту башкир". ("Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа". Уфа, "Гилем", 1998, АН РБ, стр. 102).

У балкарского селения Верхний Чегем ученый М.М.Ковалевский отмечал наличие ритуального камня в виде фаллоса, к которому приходили бездетные женщины с подношениями и просили детей.

А в Карачае подобные же дары бездетные женщины приносили к одинокой сосне. (И.М.Минав... стр 151). У алтайцев-кумандинцев "известно об обряде "коча-кан", являющем собой ритуальное фаллистическое действо испрашивания плодородия.

По поверьям монголоязычного племени ойратов, в Цолви - небесном божестве, духе-хозяине планеты Венера - сосредоточена производительная сила, женщины просят Цолви о детях, причем в метафоре он уподобляется фаллосу отца Цогтая.

Хакасы с левого берега реки Абакан приносили речную гальку откровенно фаллистической формы и каменному изваянию хуртуях-тас. (Л.Р.Кызласов, "Древнейшая Хакасия", изд. Моск. Ун-та, 1986 стр. 171).

Несколько севернее башкирского селения Сапай есть первоначально естественный объект природы, но преобразованный древними скульпторами в столб-фаллос высотой в два метра и диаметром в 40 см. Столб имеет небольшое утолщение кверху и углубление на вершине.

В Хакасии есть много каменных изваяний и менгиров, часто имеющих форму звериного фаллоса (Л.Р.Кызласов, стр.87).

Хакасские изваяния тазминской культуры имеют обычно верхнее фаллическое завершение типа "головного убора". Одно из изваяний, изображающих антропоморфное мужское божество с фаллическим завершением головы, найдено на правом берегу реки Белый Июс. (Л.Р.Кызласов, стр.209).

Тюркский Свадебный посох рассматривается учеными как метафора фаллоса; палка дублирует сватающего мужчины.

"Палку можно также рассматривать как рудимент мирового Дерева жизни, присутствие которого придавало силы. В эпизоде сватовства палка как рудимент дерева символизирует плодородие. В тоже время в вертикальном положении палка вмещает также идею соединяющего звена Неба с Землей.

Обратим внимание на традиции вонзания в землю «колга» - длинного шеста, устойчиво соблюдающееся во всех родовых празднествах, сабантуях, на усадку основного основа юрты, на наличие во дворе хозяина длинного шеста и наличие в руках воина длинной пики в вертикальном положении во время жертвоприношения и т.д.

Во всех случаях вертикальная линия - символ связи Неба с Землей, обеспечивающий благополучие и устойчивость, крепость деяний человека. Отсюда в знании людей (предков) крест как знак Тэнгри". ("Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа" Изд. "Гилем", Уфа-1998 Р.А.Султангареева АН РБ, стр.78-79).

На многих изваяниях в Хакасии изображены сексуальные акты существ верхнего мира с существами, воспроизведенными в среднем мире, на земле. Иногда в виде божества бывал изображен горный козел с резко очерченным фаллосом. (Л.Р.Кызласов... стр.201).

Гунны (хунну) в древности переправлялись и на японские острова, участвуя в этногенезе японской нации. Японская мифология сообщает, что божеская пара Изанаги и Изанами " возмущали океан огромным копьем с наконечником из драгоценного камня (фаллос); капающая с наконечника морская вода образовала первый остров, по имени Оногоро, который с виду похож на огромный фаллос.

Затем они стали бегать вокруг небесного столба, искусственно сделанного в виде фаллоса, и породили остальные японские острова, а также произвели и многие другие божества". ("Иллюстрированная история религий", том I, под ред. проф. Д.П.Шантенье де ля Соссей, изд-е 2-е, Росс. фонд. мира, стр. 87).

В Японии культ фаллоса и ктенес был официально запрещен в 1872 году, но "в отдаленных местностях его можно встретить и по сию пору. Эти "женские и мужские камни"... бывают и натуральными и искусственными.

Естественные фаллосы и ктенесы встречаются различных величин, достигая величины утесов, из которых один образует целый остров по имени Оногоро. Им придают гораздо больше значения, чем искусственным, и они-то, вероятно, и вызывали возникновение культа, так как они, конечно, древнее искусственных изображений. Искусственных ктенесов не делают, но фаллосы из камня, глины, дерева и железа очень распространены.

Бесплодные и больные женщины приносят в жертву фаллосу два вида раковин. Персик и боб служат символом ктенеса, гриб и рыло свиньи - фаллоса.

Крупные экземпляры фаллоса и ктенеса встречаются иногда отдельно, но чаще всего попарно; их помещают иногда в небольших вместилищах, под навесом, но в большинстве случаев прямо под открытым небом. Им приносятся жертвы, состоящие из яств и напитков. Маленькие символы их употребляются при домашнем богослужении" (там же, стр. 95).

Однажды японская Дева Тамаери-химэ, развлекаясь на берегу реки Исикава, увидела и плывущую по течению стрелу, окрашенную в красный цвет. Она подобрала эту стрелу и положила ее к себе в постель, отчего забеременела и родила сына. Здесь налицо параллель боевого оружия и фаллоса.

Корейцы фаллический дух называли Пугын, а в посвященных ему святилищах вывешивали на стене изготовленный из дерева фаллос. Несмотря на запрет, его культ сохранялся до начала ХХ века.

Как известно, древнетюркские племена гуннов перешли из Центрально-Азиатских областей и на Корейский полуостров и на Японские острова. А на Западе - до Северной Испании.

Племена гуннов были пассионарны и чрезвычайно сексуальны, видимо, вследствие этого по основной части Евразии в областях, испытавших нашествие гуннов, у местных туземных племен и народов наблюдалось явление гетерозиса и появление гуннского стремления к завоеваниям, походам. "Эффект домино" вызвал последствия по всей Евразии.

Предки арийских-нордических и славянских народов также испытали на себе "великое переселение народов", инициированные гуннами. Это было не бесследное явление.

"В композициях эстонских ковриков использовались... деревья жизни,.. мужские и женские фигуры - одиночные и парные, а также фаллос - символ плодородия". ("Эстонская панорама", сборник 1987, Таллин, стр. 41).

Со времен викингов шведы языческий праздник Середины лета празднуют в пятницу, ближайшую к официальному дню летнего солнцестояния. В этот день воздвигается праздничный шест, украшенный цветами, листьями и флажками, так как викинги считали, что шест - фаллический символ, оплодотворяющий Мать Землю. Вокруг этого шеста потомки викингов водят хороводы, пляшут и пьют пиво. ("Известия", 5. 07. 2000).

Корень "яр" имеет сексуальный смысл во всех тюркских языках. В русском языке "яр" несет в себе понятия весеннего света, тепла, сексуальной активности, плодородия; "ярость" - гнев, похоть, "ярун" - похотливый и т.д.

Ярило - славянское божество, связанное с языческим культом Солнца. Во время обрядов соломенное чучело Ярилы изготовлялось с огромным торчащим фаллосом.

В испытавшей нашествие гуннов-эфталитов Индии в честь мужского полового органа строили храмы.

Фаллос был громовой стрелой - ваджрой - великого древнеиндийского Индры.

В шиваизме существует поклонение фаллосу и женскому символу. Поклоняются лингаму, поднимающемуся в виде каменного столба из йони (женского символа).

И сегодня, как и в древности каждое утро женщины приходят, чтобы почтить символ мужской мощи, воплощение бога Шивы. Они украшают каменный фаллос цветами, окропляют благовониями и верят, что он сделает их счастливыми.

Молящиеся бросают к каменному лингаму немного риса, кусочек банана или щепотку красного порошка. Тысячи паломниц прижимаются животом к огромному каменному фаллосу, молят о зачатии.

В тантрическом буддизме и других восточных учениях фаллос называют нефритовым стеблем, флейтой, жезлом, скипетром, драгоценным камнем, положительной вершиной, горным утесом, яньской пагодой, оружием любви, дипломатом, послом, генералом, тигром, змеей, петушком, приспешником, мальчиком, монахом, адептом, воином, героем.

АРД: По идее Галимзянова получается, что фаллический культ был привнесен в культуру всех народов, попавших в «ареал завоеваний хунну-гуннов»? На том основании, что он был атрибутом тенгрианства - коренной религии всех народов? Вопросы к размышлению))

Однако любопытным в этом ракурсе предстает тот факт, что в «колыбели тенгрианства», а также прародине тюрков и монголов, откуда в далекой древности исходили волна за волной народы хунну по всему континенту - на территории современной Монголии - таковой культ до сих пор не забыт.

Пожалуй, всем бывавшим в Хархорине (Каракорум), что в Монголии признан как древняя столица Великой Монгольской Империи, известна эта «достопримечательность»:

Говорит ли новодел о том, что в Монголии на самом деле сильны традиции тенгрианства? Или это лишь способ отвлечь внимание многочисленных паломников и туристов от настоящего культового объекта? И снова вопросы. А ведь, казалось бы - такая простая штука…

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: