История Хаджар и её сына Исмаиля

Каждый правоверный мусульманин знает пророков своей религии. Пророк Ибрагим в исламе - первый из них. Его история есть в Коране. Она во многом повторяет жизнеописание Авраама, запечатленное в Ветхом Завете Библии христиан.

Пророк Ибрагим родом из Ура Халдейского, что был расположен на территории Древнего Вавилона. Чтобы узнать, когда родился пророк Ибрагим, нужно обратиться к древним писаниям (по Корану это 21-20 век до н. э.). Цифры очень приблизительны, но они также совпадают с периодом жизни христианского Авраама.

Интересно, что с рождением исламского пророка связана легенда, которая очень символична и явственно перекликается с легендой о рождении Христа.

Сон царя Нимрода

Вавилонскому царю Нимроду, правившему единовластно и жестоко приснился странный сон. Он встревожил правителя и заставил его призвать прорицателей, чтобы те растолковали значение ночного видения. Они выслушали царя и сделали страшное предсказание. По их мнению, в Вавилоне есть некая женщина, которая носит в своём чреве младенца. Этот младенец свергнет Нимруда с его престола и станет царём.

Узнав об этом, царь тут же приказал разлучать всех жён и мужей и отослал мужчин за пределы города. Но это ещё не всё. Он велел повивальным бабкам убивать каждого новорождённого младенца мужского пола.

Однако мать Ибрагима, Нуна, каким-то образом узнала о том, что происходит в городе, и какая страшная участь ждёт ей ребёнка. Она спряталась в отдалённой пустой пещере и тем самым сберегла своего сына.

Родители Ибрагима

По преданию, Ибрагим, пророк Аллаха родился у бедной женщины, однако она происходила из древнего рода и была сестрой матери пророка Лута.

Отец же его, Тарах, был потомком Нуха (в христианстве он именуется Ноем). Тарух умер, когда Нуна (Амина) носила в своём чреве его ребёнка. В течение 13 Ибрагим жил в этой пещере, и мать каждый день навещала его и приносила еду, питьё и одежду. Когда мальчик вырос, она привела её в дом к своему брату, Амину, который стал для него вместо отца.

Выбор единобожия

С самого юного возраста Ибрагим чувствовал, что Бог един, однако, мальчик жил среди людей, поклонявшихся силам природы и наделявших их разумной силой. К числу этих людей принадлежал и дядя Амин. Ибрагим любил его, ведь дядя дал ему много полезных знаний и навыков, был добр к нему и ничем не выделял от своих собственных детей.

Пророк долго размышлял над тем, как объяснить Амину и другим людям их неправоту, как убедить их признать верховенство Аллаха. Он видел на небе звёзды, но они не сияли непрестанно, видел луну, но она растворялась в небе с приходом рассвета, видел солнце, но оно исчезало к ночи.

Бог не может исчезать в зависимости от времени суток, был уверен Ибрагим. Аллах больше и сильнее. Это Он управляет сменой дня и ночи, холода и тепла, ветра и тишины. Мальчик знал, что если люди не уверуют в Единого Бога, то Тот разгневается на них и нашлёт болезни, стихийные бедствия и другие беды. Будущий пророк Ибрагим много рассказывал людям о своей вере, но они продолжали сомневаться. Тогда мальчик совершил отчаянный поступок.

Свержение идолов

Однажды пророк Ибрагим, биография его (в отношении идолопоклонства соплеменников и в некоторых других случаях) в разных источниках трактуется несколько по иному, оказался в храме со статуями богов. Это были боги сил природы, которым поклонялся его дядя Амин и все местные жители.

Юноша разбил все статуи, кроме одной, представлявшей Верховное божество. Когда в храм пришли люди и увидели погром, они спросили, кто совершил злодеяние. Ибрагим ответил, что это сделал Верховный бог пантеона.

Ибрагиму не поверили. Его схватили и привели к царю Нимруду. Тот разгневался и велел казнить вольнодумца. На видном месте был разведён огромный костёр. Он полыхал так яростно и жарко, что подойти к нему было совершенно невозможно. Ибрагима решили забросить в него чем-то вроде катапульты, однако Сам Аллах вмешался в казнь и спас юношу. По молитве Ибрагима Он превратил огонь в благоухающий сад, а затем перенёс Ибрагима в Палестину, где тот продолжил свою пророческую миссию. Слух о чуде спасения разнёсся далеко за пределы Вавилона. Много язычников поверило словам пророка Ибрагима о правильной вере и приняло единого Бога Аллаха, как могущественного управителя всеми силами природы и даже судьбами людей.

Сын Ибрагима, Исмаил

Затем Ибрагим долго жил в Ханаане. Там он и женился. Он и его жена Сара так и жили бы в Ханаане, если бы не голод, который поднял с мест многих и погнал в новые земли, искать лучшей доли. Ибрагим с женой Сарой ушёл в Египет. К тому времени они оба уже состарились. Детей у них не было, и Сара решила сделать мужу подарок. Она привела к мужу свою служанку Хаджар (Агарь), в надежде, что та родит им ребёнка. Так и случилось. Хаджар родила мальчика, которому дали имя Исмаил.

Сара заметила любовь мужа к Хаджар и к их сыну. Она рассердилась и прогнала женщину с младенцем в пустыню.

Хаджар и Исмаил долго скитались в поисках пристанища или хотя бы источника с водой, но тщетно. Наконец, когда силы их почти оставили, к ним явился архангел Джабраил. Он вырыл яму, и из неё потекла вода. Хаджар и Исмаил остались возле источника и долго жили вместе, пока их не отыскал Ибрагим.

Ибрагиму было видение, в котором Аллах велел ему взять сына, привести в пустынное место и заколоть мальчика в знак верности Единому Богу.

Как ни любил пророк Ибрагим Исмаила, но не смог ослушаться Аллаха. Он выполнил Его приказание, однако, в тот самый момент, когда он занёс над сыном кинжал, громовой голос остановил его руку. Это был Сам Аллах. Он сказал Ибрагиму, что верит ему и разрешает не убивать мальчика, а в качестве жертвоприношения приказывает принести ягнёнка, что Ибрагим и выполнил с большой радостью.

Кааба

Ибрагим и Исмаил в Мекке заново построили Каабу. Пророк совершил здесь хадж и повелел всем мусульманам во веки веков исполнять эту традицию. Она соблюдается и поныне. Каждый мусульманин считает своим долгом хотя бы один раз в жизни побывать в Мекке, поклониться Каабе и прикоснуться к священному камню.

По преданиям, Кааба строилась и разрушалась несколько раз как до Ибрагима, так и после него, но восстанавливалась она всегда на одном и том же месте. Все мусульмане мира, где бы они ни находились, возносят свои молитвы Аллаху, обратив взоры к Мекке и священному камню, находящемуся в Каабе.

Хадж

Что такое представляет собой хадж, который заповедал пророк Ибрагим? Хадж - это ритуальный обход вокруг Каббы, затем посещение долины Мина, возвращение обратно и новый круг вдоль стен Каабы.

Долина Мина - это место, где Адам встретил архангела Джабраила и сказал ему о своём желании возвратиться в эдемский сад, откуда он был изгнан вместе со своей женой Евой. В этом же месте Ибрагим совершал своё жертвоприношение, которое Аллах отменил. С тех пор, в память о жертвоприношении Ибрагима, верующие приходят на это место, чтобы заколоть жертвенное животное и попросить Аллаха о милости.

Второй обязательный ритуал хаджа - бросание камней в специальные столбы. Он напоминает верующим о том, как сам пророк забрасывал камнями шайтана, три раз приходившего к нему и пытавшегося отлучить от веры в единого Бога. Шайтан пытался соблазнить Ибрагима мирскими радостями и наслаждениями, но то не уступил, продемонстрировав большую силу духа и горячую веру в Аллаха.

Хадж является пятым из пяти столпов ислама, выполнив которые верующий после смерти гарантированно попадёт в рай.

По канону паломничество в Мекку нужно совершать в двенадцатый месяц по исламскому календарю. Он называется зу-ль-хиджжа. Святыми днями являются пять - с 8-го по 12-ый. Заканчивается хадж праздником Курбан Байрам.

Чудо с птицами

Однажды вера Ибрагима в могущество Аллаха немного пошатнулась. Он упал на колени и стал молить Всевышнего послать ему чудо, которое сможет доказать всемогущество Бога. «Можешь ли ты воскрешать мёртвых? - спрашивал он Аллаха. - Это самое большое чудо. Если Ты вернёшь к жизни умершее существо, то я больше никогда, ни на миг не усомнюсь в Твоём могуществе!» Господь ответил на его мольбу. Он явился к нему в видении и попросил взять четырёх мёртвых птиц и разложить их останки на вершинах четырёх гор, а затем, покликать их. Ибрагим так и сделал. И, о чудо, с четырёх сторон света к его рукам прилетели все четыре птицы.

Другие дети Ибрагима

После рождения Исмаила и жертвоприношения Аллах благословил Ибрагима и пообещал, что у него родится много детей от разных женщин. Так и случилось. Даже старая Сарра родила ему несколько детей. Многие сыновья пророка Ибрагима почитаются в исламе. Их жизнь и благие дела служат примером для каждого мусульманина.

Старший сын Ибрагима, Исмаил, стал родоначальником арабской нации, а самый младший, Исхак - еврейской. Это стало причиной споров между арабами и евреями, ведь оба народа считают Ибрагима своим прародителем.

Жизнь пророка Ибрагима подробно записана в Коране. Приверженцы ислама свято чтут его память. Прожил Ибрагим очень долгую жизнь - 175 лет, а в некоторых источниках есть указания на то, что жил он даже дольше - до 200 лет. От Ибрагима мусульманам остались молитвы, которые правоверные ежедневно читают, совершая обязательный намаз.

Уважаемые читатели! сайт представляет вашему вниманию очередную статью рубрики "Прочтите своим детям".

Вас наверняка заинтересует история одного из самых больших праздников мусульман – Курбан байрам. Чтобы получить информацию об этом, достаточно изучить историю жизни Пророка Исмаила.

Супругу Его Светлости Ибрахима звали Сара. Жили они в согласии. Единственное, что беспокоило их – у них не было детей. Хотя, они уже состарились

Однажды Сара сказала Ибрахиму:

Будет лучше, если ты создашь семью с другой женщиной. Может тогда Аллах подарит тебе ребенка.

Его Светлость Ибрахим согласился и женился на верующей женщине по имени Хаджар. Скоро у них родился сын, которого назвали Исмаилом.

Ибрахим очень любил сына, всегда держал его на руках. А это очень плохо действовало на Сару. Ведь у нее не было детей. Поэтому она начала завидовать Ибрахиму и Хаджар. Наконец, однажды она попросила супруга отдалить Хаджар и сына из дома. Чтобы дома не возникло каких-либо проблем, Ибрахим велел Хаджар готовиться в дорогу. Шли они долго, и, наконец, дошли до Аравии. Оставив Хаджар и сына на территории нынешней Мекки, Ибрахим вернулся назад. Хаджар осталась в пустыне одна с сыном. Тогда на этих землях никто не проживал.

Уходя, Ибрахим оставил Хаджар и ребенку немного воды и провизии. Вскоре вода закончилась, и маленький Исмаил начал плакать от жажды. Хаджар металась по пустыне из стороны в сторону в надежде найти немного воды. Вдруг произошло чудо: земля под ногами Исмаила разверзлась, и из недра стал бить ручей. Тот ручей Хаджар назвала Замзам. Спустя долгое время на этом месте выкопали колодец. Этот колодец существует и поныне. Паломники в Мекку могут напиться из того колодца.

Построив дом около Замзам, Хаджар стала жить там с Исмаилом. К ним присоединились и другие племена. Его Светлость Ибрахим иногда навещал Исмаила с матерью.

Исмаил вырос, а отец по-прежнему любил его. Тогда Аллах решил испытать Ибрахима. Кого же он любит больше: Аллаха или Исмаила?

Однажды ночью во сне Аллах велел Ибрахиму принести Исмаила в жертву во имя Аллаха. Этот сон снился пророку трижды подряд, и он понял, что это вещий сон.

Наутро Ибрахим, взяв Исмаила, отправился в местечко, называемое Мина. Однако он не сказал сыну о своих намерениях.

Достигнув Мины, Ибрахим сказал:

Сынок, Аллах во сне велел мне принести тебя в жертву. Поэтому я и привел тебя сюда.

Исмаил учтиво ответил:

Отец, ты – пророк. И знаешь, как поступить. Я никогда не ослушаюсь ни тебя, ни Аллаха. Исполни веление Аллаха. Во имя Аллаха я готов даже на смерть.

Уложив Исмаила на землю, Ибрахим приставил к его горлу нож. Однако сколько бы он ни старался, нож не перерезал горло Исмаилу.

В это время Аллаха ниспослал ангела с большим бараном. Ангел сказал Ибрахиму:

Ибрахим! Аллах желал проверить твою преданность. Ты доказал, что способен принести во имя Аллаха в жертву даже родного сына! Это было испытание. Аллах не желает смерти Исмаила. Принеси во имя Аллаха в жертву этого барана!

Это событие произошло в день праздника Курбан. И теперь хаджи в праздник Курбан повторяют действия Его Светлости Ибрахима, принося жертву во имя Аллаха.

Ибрахим часто посещал Исмаила и в последующие годы. Священную Каабу в Мекке построили также Ибрахим и Исмаил.

Великий Аллах наделил пророчеством и Исмаила. Он проповедовал в Аравии. У него было очень много детей. Наш пророк Мухаммад (с) также является продолжателем его рода.

Когда Хаджар родила сына, Сарат (первая жена Ибрахима (мир ему)) не захотела жить с ней под одной крышей. По велению Аллаха Ибрахим (мир ему) привел Хаджар с сыном туда, где ныне расположена главная священная мечеть и Кааба. Это было безводное и безжизненное место в пустыне. Он оставил их в примитивном, сделанном из кустов жилище с небольшим запасом еды. Таково было веление Всевышнего Аллаха.

Когда закончились еда и вода, младенец стал плакать. Хаджар, оказавшись в трудном положении, в поисках воды поднималась на холмы Сафа и Марва. Тогда Аллах открыл им целительный источник Зам-Зам, вода которого стала им пищей и питьем. Вскоре вокруг этого места стали собираться бедуины, и постепенно образовался населенный пункт - Бекка, а ныне – Мекка.

Исмаила (мир ему) называли отцом арабов. Из его сыновей был "Аднан - родоначальник племени нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Исмаил (мир ему) жил бедно, занимался охотой, но этим была недовольна его жена. По велению отца - Ибрахима (мир ему) - он развелся с ней и женился на другой, которая была довольна всем.

Некоторое время спустя по велению Аллаха Ибрахим (мир ему) построил Каабу, взяв для себя в помощники Исмаила (мир ему).

Исмаил (мир ему) является тем, кого Ибрахим (мир ему) хотел принести в жертву, но Аллах не позволил ему сделать это. По воле Всевышнего ангел принес Ибрахиму (мир ему) из Рая барана, который был принесен в жертву вместо него.

Исмаил (мир ему) умер в Мекке в возрасте 130 лет и похоронен вблизи Каабы.

Исхак (мир ему) (Исаак) – младший сын Ибрахима (мир ему) от Сарат.

Сарат была первой женой пророка и долгое время не могла родить ребенка. Когда Ибрахим (мир ему) женился на Хаджар и она родила ему сына Исмаила, Сарат сильно огорчалась, что у нее нет сына. В то время ей было уже 85 лет. После этого Аллах наградил их сыном Исхаком (мир ему) и поздравил с тем, что в его роду будет 1000 пророков.

Исхак (мир ему) родился спустя 30 лет (по другим данным - 14) после Исмаила (мир ему). Он был послан к людям Шама (территория Сирии, Иордании, Ливана, Палестины) и прожил 160 (180) лет.

Краткое сказание о каждом пророке, упомянутом в Коране. "Шарх-уль-мухтасар".

Одним из величайших пророков ислама считается пророк Исмаил. Его имя встречается в Коране 12 раз. Исмаил был старшим сыном и египетской служанки Хаджар. В библейских рассказах он отождествляется с Измаилом. В священных писаниях говорится, что он пришел на землю с определенной миссией. Пророк должен был распространить свою веру среди племен, населявших в то время

Мусульмане сегодня считают Исмаила зачинателем арабов-аднанитов. В исламской вере роль этой личности гораздо важнее, чем в библейских традициях. Мусульмане также считают его предком пророка Мухаммада. Кем был Исмаил, каким был его жизненный путь, следует рассмотреть подробно.

Начало жизни

Следует отметить, что жизнеописание пророка Исмаила начинается еще с чудесной истории его появления на свет. Его отец пророк Ибрахим очень долго просил у Аллаха сына. Его мольбы были услышаны. Причем Ибрахим уже был тогда в По одним сведениям, ему было на то время 98 лет. В других источниках говорится, что первенец появился на свет, когда отцу его исполнилось уже 117 лет.

Через 4 года у Ибрахима появился второй сын от его первой жены Сары. Он женился на ней в возрасте 37 лет. Семья переезжала из Вавилона (ныне Ирака) в Палестину. По пути они заехали в Египет, где Саре правитель страны подарил служанку Хаджар. В Палестине они распространяли свою веру.

Рождение первенца

Прошли годы, но у семьи не было детей. Тогда Ибрахим попросил у своей жены продать ему свою служанку, чтобы с ней зачать сына. Сара согласилась. Через некоторое время на свет появился Исмаил. Это был долгожданный ребенок.

Сара тоже жаждала стать матерью. Поэтому просила Аллаха одарить ее сыном. Через совсем недолгое время несмотря на преклонный возраст жена Ибрахима смогла зачать ребенка. Его назвали Исхар.

Детство Исмаила

Пророк Исмаил в исламе является сильной личностью. Это Он перенес множество тягот на жизненном пути. Они преследовали его с самого детства. Саре не нравилось делить своего мужа с другой женщиной. Хаджар была ее служанкой, а теперь оказалась с ней равной. Ее ребенка Ибрахим любил так же, как и Исхара. Это отравляло разум Сары. Она завидовала Хаджар.

Однажды в детской игре Исмаил победил Исхара. Ибрахим взял его на колени, а Исхара посадил рядом с собой. Сару это очень обидело. Она в гневе сказала, что хочет отдалить Хаджар от их дома. Ибрахим любил свою жену, поэтому послушал ее.

Аллах сказал ему отвести Хаджар с сыном в разрушенный на то время дом Каабы в Мекке. Они должны были отстроить его. Здесь Исмаил и Хаджар попали в совершенно неприветливую обстановку. Жгучая жара, отсутствие воды и дикие звери были угрозой для их жизни.

Когда малыш захотел пить, мать не смогла найти ему воду. Ее поиски были тщетными. Женщина уже думала, что они умирают, но вдруг увидела под ногами сына родник. Исмаил бил ногами по земле, и она дала им воду. Этот источник назвали «Замзам».

Расцвет Мекки

Пророк Исмаил, биография которого начиналась с таких испытаний, вместе с матерью смог выжить в этой палящей пустыне. Они сидели возле источника. К воде стали слетаться птицы, приходить звери. Вслед за ними пришли и люди. Они спросили у Хаджар, кто она, как оказалась здесь.

После ее рассказа люди из племени Джухум, которые жили поблизости, попросили у женщины напиться воды из источника. Хаджар дала им воду. Взамен люди дали ей еды. Постепенно сюда стали прибывать и другие племена. Они поставили палатки, образовали небольшой город.

В Мекке уважали Хаджар и Исмаила. Люди, приходившие сюда, давали им разные блага, оказывали почести. Стал приезжать сюда и Ибрахим. Его визиты были недолгими, чтобы Сара не переживала из-за его длительного отсутствия. Отец был рад видеть сына и его мать в добром здравии.

Молодые годы Исмаила

Пророк Исмаил претерпевал множество ударов судьбы. Только недавно он пережил одиночество и страх посреди раскаленной пустыни, и вот судьба снова подвергла его новому удару. Хаджар покинула этот мир. Это стало большим потрясением для Ибрахима. Он очень горевал по ней.

Когда Исмаил подрос, люди из племени Джухум нашли ему невесту по имени Саме. Но она оказалась недостойной, грубой женщиной. Отец передал своему сыну послание, где говорил найти другую жену. Сын так и сделал. Он взял в жены хорошую, добрую девушку.

Отец с сыном по камушку выстроили дом Каабы. Здесь они проводили свои религиозные обряды, распространяли их среди жителей ближайших племен. Ради этого храма были преодолены все мучения и трудности. Люди, попадавшие в него, должны были отказаться от идолопоклонничества и прийти к единому Богу. Здесь Исмаил и Ибрахим совершали хадж.

Испытание веры

Пророк Исмаил в исламе является фигурой чистой и покорной. Ибрахим получил сына в награду за свою веру. Но Аллах захотел ее проверить. Он послал пророку сон, в котором тот увидел приказание перерезать горло своему сыну. Для любого другого человека это стало бы непосильно. Но согласно преданиям, Ибрахим был настолько тверд в своей вере, что полностью доверился Всевышнему.

Это действие было необходимо, чтобы Ибрахим взглянул в лицо своей слабости, а также смог побороть ее. В обрядах хаджа жертва является необходимостью.

Отец и сын пришли в Мину. По пути их искушал сатана, но они были крепки в вере. Когда отец приставил к горлу сына нож, лезвие не порезало горло Исмаила.

Нож сказал, что Всевышний приказывает ему не делать этого. Аллах послал им барана, которого они принесли в жертву. Бог не хочет крови. Он посылает тяжелые испытания на пути людей для утверждения их в вере.

Самопожертвование

Благодаря проявленной покорности пророк Исмаил - символ покорности. Он знал, куда ведет его отец, но не воспротивился этому. Он проходил все свои испытания с высоко поднятой головой и твердой верой. Эти испытания учат людей бороться со своими слабостями.

Если глубже вникнуть в эти предания, можно понять, что Бог не хотел кровопролития. Он потребовал от своих служителей доказать их покорность и веру. Исмаил на жертвоприношении попросил отца связать ему ноги и руки, чтобы не обрызгать одежду своего отца кровью. Он принял коленопреклоненную позу и сказал Ибрахиму не смотреть в глаза. Такими действиями сын попытался уменьшить его ношу.

Пророк Исмаил предстает очень сильной личностью. Он понимал, как тяжело отцу выполнить это приказание Аллаха. В этот момент он не думал о себе, а только о воле Всевышнего и о своих близких. Поэтому эта личность служит символом покорности.

Обряд хаджа

Пророк Исмаил, предок Мухаммада, является в исламе одним из ключевых персонажей. Его жертва была великой. Его жизнь была сохранена. Вместо него в жертву был принесен баран, посланный Аллахом из своих райских садов. Поэтому все животные, которые приносятся в жертву во время хаджа в праздник Курбан, символизируют победу человека над своими слабостями. Далеко не каждый способен отдать самое ценное, что имеет, ради других.

Баран, посланный Ибрахиму и Исмаилу, является одновременно и наградой за их стойкость перед лицом испытаний. Во время проведения обряда хаджа верующие должны кинуть 7 камней в Джамра ухра, а затем 21 камень в три столба из камня. Это символ противостояния соблазнам сатаны, так можно отогнать от себя его слова искушения.

Смысл учения заключается в необходимости жертвовать собой в определенных ситуациях ради общего дела. При этом человек подобно Исмаилу должен даже в тяжелую минуту думать не о себе, а о других. Такое мировоззрение достойно уважения и высочайшей хвалы.

Ознакомившись с жизнью, которую прошел пророк Исмаил, каждый человек может заглянуть в себя глубже. В иносказательной форме эта история учит бороться со своими слабостями, жертвовать собой ради других, быть преданным общей цели.

Исмаил приходится сыном пророка Ибрахима от его второй жены Хаджар. Египтянка по происхождению, она была рабыней, которую деспотичный повелитель Египта подарил Саре, первой жене пророка (подробнее эти события освещается в главе о пророке Ибрахиме). Сара долгое время не могла родить ребёнка, тогда она отдала мужу свою рабыню, чтобы та стала ему женой, надеясь, что Аллах дарует Ибрахиму долгожданного дитя. Хаджар забеременела и родила сына - Исмаила. Согласно комментариям некоторых толкователей, рождение этого ребенка вызвало у Сары сильное чувство ревности. Между женщинами возникла ссора, после которой Хаджар вынуждена была скрыться от Сары, испугавшись за себя. Уходя тайком, она повязала пояс таким образом, чтобы он волочился по земле, заметая следы её ног, и Сара не смогла узнать в каком направлении та ушла. После этих событий, Всевышний Аллах повелел Ибрахиму увезти Хаджар с ее ребенком в безводную пустыню (район современной Мекки) и оставить их там. Ибрахим выполнил Божественное повеление.

Эти события упоминаются в достоверном хадисе, содержащемся в сборнике хадисов Сахих Аль-Бухари, 1351(3364), и переданного со слов Ибн Аббаса:

«Первой женщиной, которая стала носить пояс, была мать Исмаила, она повязала себе пояс, чтобы скрыть свои следы от Сары. Потом Ибрахим привёз её (к тому месту, где ныне находится) Кааба вместе с её сыном Исмаилом, которого она ещё кормила грудью, к большому дереву (стоявшему) у возвышенности, (где впоследствии забил) Зам-Зам (который ныне находится в пределах) мечети. В то время в Мекке никого не было, как не было там и воды. …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

Ибрахиму было нелегко оставить своего любимого сына и его мать в безлюдной пустыне, где не было ни воды, ни еды, ни места, где можно было бы укрыться от зноя и непогоды. Однако у Аллаха во всем есть своя мудрость. Несмотря на внешние трудности этого дела, оно таило в себе великую пользу и безграничную милость. Среди пустыни, где остались Хаджар и Исмаил, возник благословенный город, в котором была построена Священная Кааба, ставшая главным местом поклонения Аллаху.

Ибрахим оставил свою жену и своего маленького ребёнка под деревом и отправился назад, не позаботившись о том, чтобы соорудить им какое-либо жилище, в котором они могли бы укрыться. Рядом не было никого, кто мог бы оказать им помощь и защитить от нападения диких зверей. Аллах приказал Ибрахиму привести их в эту долину, и тот поступил, как ему было велено, после чего дальнейшую судьбу своей семьи он предоставил своему Господу. Пророк Ибрахим знал, что для Того, кто приказал ему поступить таким образом, не составляло никакого труда уберечь его семью, накормить и напоить.

«… И (Ибрахим) покинул их там, оставив им бурдюк фиников и мех с водой, после чего двинулся в (обратный путь), а мать Исмаила последовала за ним (говоря): «О Ибрахим, куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине, где нет людей и (вообще) ничего нет?!» И она много раз повторила (эти слова), но он даже не повернулся к ней. Потом она спросила его: «Аллах ли повелел тебе сделать это?» Он сказал: «Да». Она сказала: «Тогда Он не оставит нас!» - после чего вернулась (к Исмаилу), а Ибрахим пошёл (дальше). …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

Ибрахим не отвечал на уговоры Хаджар, которая бежала за ним со словами: «… куда же ты уходишь, бросая нас в этой долине?». Она многократно обращалась к нему с этим вопросом, но муж ничего ей не отвечал. Это был приказ Аллаха, а Его приказы не обсуждаются - такова истинная покорность Всемогущему Господу. Когда Хаджар потеряла надежду получить ответ на свой вопрос, она спросила: «Аллах ли повелел тебе сделать это?». И когда услышала положительный ответ, её сердце успокоилось, так как она верила, что Господь не оставит её без поддержки.

«… Достигнув горного перевала, где они не (могли) видеть его, он (Ибрахим) повернулся в сторону Каабы, воздел руки к небу и обратился с мольбой к Аллаху (произнеся) такие слова: …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

«Господь наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где нет злаков, у Твоего Заповедного дома. Господь наш! Пусть они совершают намаз. Наполни сердца некоторых людей любовью к ним и надели их плодами, – быть может, они будут благодарны» (14 Ибpaxим, 37)

Хаджар, оставшись одна с ребенком на руках, несколько дней пила воду из меха, который оставил ей Ибрахим, и ела финики, а сына кормила грудным молоком. Однако финики и вода быстро закончились и Хаджар начала испытывать жажду и голод. Вместе с ней мучился и её малыш. Мать не могла смотреть на страдания своего ребенка и отправилась на поиски источника воды и пищи. Она огляделась вокруг и увидела ближайшую к ней возвышенность - гору Сафа, поднялась на нее и стала пристально вглядываться, но никого и ничего не увидела. Она спустилась в долину и направилась к другой горе, находившейся поблизости, эта была гора Марва. Поднявшись на неё, Хаджар начала также внимательно осматриваться вокруг, но снова не увидела никого, кто мог бы помочь им спастись от жажды и голода. Хаджар продолжала ходить между горами Сафа и Марва и преодолела это расстояние семь раз. Каждый раз, пересекая долину, она подходила к своему младенцу, чтобы посмотреть, как он себя чувствует и удостовериться, что он ещё жив, после чего вновь продолжала свои поиски. Хождение Хаджар стало первым хождением между горами Сафа и Марва, которое позже, по велению Аллаха, стало неотъемлемой частью обрядов хаджа и умры:

«Воистину, Сафа и Марва – одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними» (2 аль-Бакара, 158)

После того, как Хаджар седьмой раз пересекла долину, она услышала голос. Оглядевшись, чтобы найти место, откуда доносился звук, она увидела рядом с Исмаилом ангела Джибриила, который своим крылом разверз землю на месте Зам-Зама, после чего оттуда забил благодатный источник. Хаджар искала воду, поднимаясь на возвышенности, но по воле Аллаха вода забила из-под ног её маленького сына.

«… Что же касается матери Исмаила, то она кормила его грудью и пила воду (которая у них была), а после того как мех опустел, она и её сын начали испытывать жажду. И она стала смотреть, как (её сын) извивается (или: корчится) (перед ней, мучимый жаждой), а потом ушла (покинув его), так как не могла смотреть (на мучения младенца). Она увидела, что самой близкой (к ней) горой была ас-Сафа, поднялась на неё, повернулась к долине и стала смотреть туда (в надежде) увидеть кого-нибудь, но никого не увидела. Тогда она спустилась с ас-Сафы, а когда достигла долины, подняла края своей одежды, бросилась бежать, (как может) бежать изнурённый человек, пересекла эту долину и достигла аль-Марвы. Поднявшись на неё, она стала смотреть (по сторонам в надежде) увидеть кого-нибудь, но (опять) никого не увидела, и (всего) она преодолела (этот путь) семь раз. Достигнув аль-Марвы (в последний раз), она услыхала какой-то голос, сказала себе: «Тише!» - стала прислушиваться и снова услышала его. Тогда она сказала: «Ты дал мне услышать (твой голос, а можешь) ли ты помочь (мне)?» И тут на том месте (где сейчас находится) Зам-Зам, она увидела ангела, который (рыл землю) пяткой (или: крылом), пока оттуда не забила вода. (Увидев это) она стала огораживать (источник, одновременно) наполняя свой мех, но и после того, как она наполнила его, вода продолжала течь. …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

Мать Исмаила поспешила набрать как можно больше воды, а затем с усердием принялась облагораживать источник, вырыв вокруг него нечто наподобие пруда, чтобы вода не растекалась повсюду и была легкодоступна. Если бы Аллахом было предопределено, чтобы она оставила Зам-Зам растекаться по земле, то он превратился бы в огромный поток, о чём сказал Посланник Аллаха(сас):

«Да помилует Аллах мать Исмаила! Если бы она покинула Зам-Зам (или: не набирала его воду), он превратился бы в поток (текущий по земле!)» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

Ангел успокоил Хаджар, сказав ей, чтобы она и её сын не испытывали страха. Он также сообщил, что в дальнейшем Исмаил со своим отцом возведут здесь Дом Аллаха - Каабу.

«… И она напилась и покормила своего сына, а потом этот ангел сказал ей: «Не бойтесь гибели, ибо, поистине, здесь (будет возведён) дом Аллаха, который построят этот мальчик и его отец, а Аллах не бросает (близких к Нему)!» Что же касается (того места, где потом возвели) Каабу, то оно находилось на возвышенности наподобие холма, и потоки воды текли справа и слева от него. …» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

После этого Аллах направил к Хаджар и Исмаилу тех, кто стал для них добрыми соседями, скрасил их жизнь на чужбине и развеял тоску одиночества. Неподалеку от них проходили люди из племени Джурхум, которые обратили внимание на птиц, парящих над долиной. Они знали, что птицы кружат только там, где поблизости есть вода. Джурхумиты усомнились в своих предположениях, так как хорошо знали эту местность – здесь никогда не было ни воды, ни каких-либо жителей. Они отправили человека, чтобы тот осмотрел долину. Вернувшись, посланец рассказал обо всём, что увидел, после чего джурхумиты направились к Исмаилу и его матери. Они попросили разрешения Хаджар поселиться рядом. Она согласилась, но поставила условие, что право на источник будет принадлежать только ей и её сыну. Согласившись, они послали за своими семьями и стали соседями Хаджар.

«… И (Хаджар жила) так, пока (однажды) мимо них не проехали люди из племени (или: рода) Джурхум, прибывшие со стороны Када (название места в верхней части Мекки). Остановившись (там, где сейчас находится) нижняя часть Мекки, они увидели парившую (в небе) птицу и сказали: «Не иначе как эта птица кружит над водой, но нам известно, что в этой долине воды нет!» Тогда они отправили туда одного или двух посланцев, которые обнаружили воду, вернулись и сообщили им об этом, после чего (все) направились туда. (В это время) мать Исмаила сидела у воды, и они спросили её: «Позволишь ли ты нам остановиться рядом с тобой?» Она ответила: «Позволю, но прав на этот источник у вас не будет», и они сказали: «Да». И матери Исмаила, любившей беседовать с людьми, понравилось это» (Сахих Аль-Бухари, 1351(3364))

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: