Разрешения на перевозку пассажиров. Лицензия на перевозку пассажиров: оформление и получение Лицензия на деятельность по перевозке пассажиров

В целях усиления правового режима эксплуатации отдельных видов транспорта и установления дополнительного государственного контроля в сфере перевозок в Российской Федерации применяется лицензирование транспортной деятельности. Сутью данного механизма по лицензированию является выдача документа, на основании которого предоставляется разрешение использовать транспортное средство для осуществления определенного вида перевозки.

Данный вопрос затрагивает сферу деятельности и регулирования рынка транспортных услуг, обладает отличительными особенностями правового режима и установленным порядком получения подобной лицензии. Детально разберем ключевые вопросы лицензирования и отдельных типов перевозки (в первую очередь, пассажиров и грузов), а также рассмотрим режим регулирования транспортных вопросов на территории Российской Федерации.

Разбираемся в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ

Ключевым регулятором лицензирования транспортной деятельности на территории Российской Федерации является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее - Закон № 99-ФЗ). В рамках Закона № 99-ФЗ разрешены следующие ключевые вопросы:

  • регламентировано осуществление деятельности государственных органов по лицензированию (ст. 7);
  • определены виды услуг в сфере транспорта, которые требуют наличия лицензии (ст. 12);
  • установлен порядок приобретения лицензии (статьи 13-14);
  • регламентирован порядок организации контроля по лицензированию транспортных перевозок (ст. 19);
  • определены основы функционирования единого информационного ресурса - реестра по выдаче лицензии.

В целом вопрос лицензирования касается следующих видов транспортных перевозок пассажиров и грузов:

  • на внутреннем водном транспорте;
  • посредством воздушного транспорта;
  • автомобильного транспорта;
  • железнодорожного транспорта;
  • на морском транспорте.

Необходимо отметить, что на настоящий момент на территории Российской Федерации осуществляется лицензирование только установленного перечня услуг, связанных с транспортом. Сфера перевозок пассажиров и грузов предусматривает получение лицензии только в том случае, если деятельность осуществляется железнодорожным, воздушным, водным (в том числе, на морских судах) видом транспорта.

Перевозка пассажиров

Вопрос перевозки пассажиров автомобильным транспортом осуществляется на основании лицензии только в случае наличия более 8 мест в автомобиле , причем исключением является выполнение подобной работы по заказам либо для обеспечения собственных нужд (как фирмы, так и индивидуального предпринимателя).

Получение лицензии на право заниматься транспортной деятельностью носит заявительный характер. Заявление от имени юридического лица либо индивидуального предпринимателя подлежит подаче в лицензирующий орган. К заявлению необходимо приложить пакет документов с описью, перечень которых зависит от вида лицензируемой деятельности.

Вопрос сертификации транспортной деятельности в рамках Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ касается норм подтверждения того, что конкретный объект, имеющий отношение к транспортной деятельности, соответствует официальным стандартам, принятым на территории Российской Федерации. Например, необходимо подтвердить соответствие качества вагонов городского и пригородного транспорта и электротранспорта перед непосредственной эксплуатацией.

Перевозки грузов или транспортно-экспедиционная деятельность

Транспортно-экспедиционная деятельность представляет собой оказание услуг в сфере перевозки грузов. Особенностью данного вида деятельности является обязанность экспедитора принять груз, перевезти, доставить и выполнить ряд дополнительных обязанностей, связанных с перевозкой. Дополнительные обязанности, устанавливаемые в рамках договора транспортной экспедиции, принимаются во исполнение нужд заказчика, например, по хранению груза, прохождению таможенных процедур и пр.

В соответствии с действующей редакцией ст. 12 Закона № 99-ФЗ перечень видов деятельности, требующих наличия лицензии, не содержит упоминания о транспортно-экспедиторской деятельности, и связано это с изменением положений Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Дело в том, что в редакции представленного закона до 12.01.2003 года существовала статья 7, согласно которой услуги по транспортной экспедиции относились к одному из нескольких видов деятельности, связанных с безопасностью дорожного движения. В соответствии с этим положением предусматривалось обязательство по лицензированию данного вида деятельности. В настоящее время данная статья 7 рассматриваемого закона утратила силу. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством транспортно-экспедиционная деятельность в Российской Федерации не предусматривает лицензирования.

Как происходит лицензирование перевозок в РФ

Резюмируя вышесказанное, выделим ключевые моменты, по каким критериям и каким образом происходит лицензирование перевозок в Российской Федерации.

Лицензия выдается уполномоченным территориальным лицензирующим органом и осуществляется по заявлению заинтересованного лица, если подобного рода услуги подлежат лицензированию.

Обратите внимание!

Перевозки грузов автомобильным транспортом на территории Российской Федерации не участвуют в лицензировании, равно как и перевозка пассажиров до 8 человек, либо для обеспечения собственных нужд.

Следует с ответственностью отнестись к вопросу осуществления определенных Законом № 99-ФЗ видов деятельности, своевременно получать лицензии, информация по которым должна быть в обязательном порядке внесена в государственный информационный реестр. Важность указанной процедуры заключается в повышенной степени опасности, связанной с вовлечением в осуществление деятельности объекта повышенной опасности - транспортного средства.

При отсутствии опыта в осуществлении процедуры лицензирования настоятельно рекомендуем воспользоваться услугами профильных специалистов, которые помогут вам собрать требуемый пакет документов, составить заявление и направить его в территориальный орган по лицензированию.

Обращение к юридическим услугам сопровождается выплатой вознаграждения, установленного двусторонним договором. Стоимость услуг будет зависеть от объема предполагаемых работ, затраченного рабочего времени юриста, его опыта и репутации, а также региона предоставления услуг. Очевидно, что в Москве размер вознаграждения будет значительно выше, чем на периферии, что обуславливается более высоким уровнем жизни работающего населения.

Отметим, что нет необходимости обращаться к юристу лично за консультацией по лицензированию транспортной деятельности - подобную помощь можно предоставить дистанционно. Наш правовой ресурс располагает возможностями предоставления консультаций онлайн в короткие сроки, а наши квалифицированные юристы помогут провести процедуру лицензирования в рамках действующего законодательства.

В соответствии с нормами действующего законодательства лицензированию подлежит деятельность по регулярным перевозкам пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек

Госдума на пленарном заседании в пятницу рассмотрит в первом чтении правительственный законопроект , которым предусматривается введение лицензирования всех заказных перевозок пассажиров, а также перевозок для собственных нужд свыше восьми человек.

"Законопроектом предлагается распространить лицензирование деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, на случаи ее осуществления по заказам или для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя" , - отмечают авторы в сопроводительных материалах.

В соответствии с нормами действующего законодательства лицензированию подлежит деятельность по регулярным перевозкам пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. В то же время начало ведения предпринимательской деятельности по заказным перевозкам носит уведомительный характер.

Таким образом, представляется целесообразным внести изменения в Федеральный закон № 99-ФЗ и Федеральный закон № 294-ФЗ в части исключения обстоятельства, при котором перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом могут осуществляться в уведомительном порядке без получения лицензии (перевозки по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

При обязательном лицензировании заказных перевозок водители должны будут проходить каждый день медицинское обследование, соблюдать график движения, предоставлять все необходимые документы на транспортное средство.

Глава профильного комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев ранее сообщал ТАСС, что закон о лицензировании всех видов пассажирских перевозок планируется в целом принять в декабре. "Речь идет о безопасности наших граждан", - подчеркивал он.

Вопрос ужесточения законодательства в сфере пассажирских перевозок был поднят в правительстве в июне этого года после ДТП с автобусом в Забайкальском крае, в котором погибли 14 человек и пострадали 34. В Минтрансе РФ указывали, что лицензирование заказных перевозок позволит снизить число аварий с участием автобусов сообщает ТАСС.

Это очень актуальный законопроект. Так как под видом заказных перевозок от контроля уходила большая группа перевозчиков. Такие перевозчики ничем по сути не отличались от легальных, разве что табличкой ЗАКАЗНОЙ.

Они при этом уходили от массы процедур и расходов, направленных на безопасность дорожного движения, имели возможность уклоняться от налогов. А еще, в нарушение ФЗ-67 перевозчик не страховал свою ответственность за возможный ущерб жизни и здоровью пассажиров, и как следствие государство вынуждено было за бюджетные деньги (за наши с вами деньги) компенсировать такие ущербы.

И как результат- мы являемся свидетелями множества ДТП с автобусами, перевозящими туристов и детей во время школьных каникул, на соревнования и на другие мероприятия. Водители не проходили предрейсовый и послерейсовый контроль, контроль за техническим состоянием транспортных средств перед выходом их на линию никем не осуществлялся, аналогично и с тахографическим контролем.

Вопрос безопасности перевозок туристов будет предметом дискуссии в рамках конференции - семинара 17 ноября 2017 года в Крыму.

Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280
"Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4711);

пункт 23 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);

пункт 24 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 790 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 40, ст. 5552).

4. Установить, что подпункт "д" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, утрачивает силу с 1 января 2013 г.

Положение
о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)
(утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280)

С изменениями и дополнениями от:

26 ноября 2013 г., 28 июня, 14 сентября 2016 г., 21 марта 2017 г., 14 августа, 22 декабря 2018 г.

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - деятельность по перевозке пассажиров).

2. Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган).

3. В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:

а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

4. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), или наличие договора об оказании услуг по проведению медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);

г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении);

ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения";

и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. N 924 пункт 4 дополнен подпунктом "к"

к) соблюдение лицензиатом требований, установленных в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности".

5. Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "е" , "ж" и "з" (в части требований, установленных абзацами четвертым , седьмым и восьмым пункта 1 и абзацем шестым пункта 4 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения") пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона

6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в статье 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям:

а) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, талонов о прохождении технического осмотра транспортных средств;

б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

в) копия диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств" либо копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров;

г) копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств соискателя лицензии и прохождение ими медицинского освидетельствования;

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 г. N 924 пункт 6 дополнен подпунктом "д"

д) уведомление о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории.

7. При намерении лицензиата выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о видах работ, которые лицензиат намерен выполнять, а также сведения о документах, указанных в подпунктах "а" и "г" пункта 6 настоящего Положения.

В заявлении о переоформлении также указываются сведения о получении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств требованиям по обеспечению транспортной безопасности.

8. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

9. Представление соискателем лицензии заявления и прилагаемых к нему документов, их прием лицензирующим органом, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия и аннулировании лицензии, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

10. Сведения о принятии лицензирующим органом решения о предоставлении или переоформлении лицензии, результатах проведения проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящего Положения, размещаются в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

11. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается в официальных электронных либо печатных средствах массовой информации лицензирующего органа и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня:

б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении и прекращении ее действия;

в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

12. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности".

13. За предоставление или переоформление лицензирующим органом лицензии, выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В рыночной экономике предприятия и предприниматели самостоятельно определяют профиль своей деятельности. Задача государства - обеспечение безопасной, квалифицированной и надежной (с точки зрения защиты интересов потребителей) деятельности транспортных операторов в выбранном ими сегменте.

Решение этой задачи начинается с допуска организаций и предпринимателей к осуществлению автотранспортной деятельности, основой которого во всем мире является система лицензирования.

Лицензией называется выданное уполномоченным государственным органом разрешение на осуществление определенного вида деятельности.

Лицензирование неразрывно связано с описанной в параграфе 6.1 системой структуризации транспортной деятельности и направлено, прежде всего, на четкую идентификацию положения транспортного оператора на рынке.

Вид выдаваемой лицензии зависит от экономических и технологических особенностей сегмента, в котором намерен осуществлять свою деятельность оператор. Набор требований к соискателю лицензии может изменяться от простейшей заявительной регистрации до необходимости доказать свою профессиональную пригодность, финансовую состоятельность, хорошую репутацию, наличие необходимого персонала, транспортных средств и оборудования и т.д. Это зависит от характера деятельности в соответствующем сегменте, от уровня потенциальных рисков, с которыми она сопряжена, а также от задач, которые ставит государство в отношении того или иного сегмента рынка. Так, для стимулирования притока операторов в определенный сегмент планка лицензионных требований может быть снижена; для повышения уровня безопасности перевозок могут быть ужесточены соответствующие требования к транспортным средствам и подготовке персонала, и т.п.

В зависимости от перечисленных факторов лицензирование может быть:

  • - разрешительным. В этом случае для получения лицензии необходимо предоставление определенных документов, иногда - сдача экзаменов. В выдаче лицензии может быть отказано из-за несоответствия соискателя лицензионным требованиям;
  • - заявительным (уведомительным). В этом случае для получения лицензии достаточно направить в уполномоченный орган определенную информацию о соответствующем бизнесе. Оператор, уведомивший государство о начале своей деятельности, вносится в соответствующий реестр и с этого момента его деятельность считается легитимной, что, однако, не освобождает его от проверки соответствия установленным лицензионным требованиям.

Некоторые виды транспортной деятельности могут осуществляться без лицензии. Обычно это услуги, предоставление которых сопровождается минимальными коммерческими или физическими рисками, и (или) услуги, неразрывно сопряженные с другими, лицензируемыми видами деятельности. Так, в некоторых странах экспедиторы не должны получать лицензию и могут свободно выполнять целый ряд услуг по оформлению документов, планированию перевозки, временному хранению грузов и т.д. (см. врезку 7.1). Однако если в набор услуг экспедитора входит перевозка, то он обязан либо иметь соответствующую лицензию (если выполняет перевозку сам), либо привлекать к выполнению перевозки только лицензированного оператора.

Наличие у транспортных операторов лицензий позволяет:

  • - государству - обеспечивать безопасное и качественное транспортное обслуживание, оценивать и регулировать соотношение спроса и предложения на различных сегментах, управлять внутривидовой и межвидовой конкуренцией;
  • - лицензированным операторам - рассчитывать на защиту государства от недобросовестной конкуренции со стороны организаций, не имеющих соответствующей лицензии;
  • - клиентам - рассчитывать на получение услуг от надежных квалифицированных операторов, а также ориентироваться на рынке, получая четкую информацию о количестве операторов, действующих в различных сегментах рынка, об услугах, которые они, в соответствии со своими лицензиями, могут или обязаны предоставлять, об их ответственности и т.д.

Врезка 7 .1. Нужно ли лицензировать грузовые перевозки?

На начальном этапе рыночных преобразовании в Российской Федерации на транспорте была создана система лицензирования, которая охватывала практически все виды перевозочной деятельности и была построена на основе общепринятых в мире подходов. Однако на определенном этапе реформ в контексте необходимости либерализации рыночной деятельности и ликвидации административных барьеров в экономике начался демонтаж этой системы.

В настоящее время1 в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 9Э-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"> в секторе перевозок грузов лицензированию подлежат только перевозки грузов воздушным транспортом (за исключением случая, когда перевозки осуществляются для обеспечения собственных нужд), а также перевозки и погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте.

Очевидно, этот перечень далеко не охватывает всех видов грузовых перевозок. В частности, полностью отсутствует лицензирование на грузовом автомобильном транспорте - наиболее массовом виде транспорта, где обеспечение безопасности и защита рынка от недобросовестных предпринимателей представляются особенно важными. Не подлежат лицензированию даже автомобильные перевозки опасных грузов.

Решения о ликвидации системы лицензирования нередко обосновываются ссылками на опыт развитых стран, где либерализация экономики якобы сопровождается отменой лицензирования и государственной системы допуска в бизнес вообще. Существует мнение, что государственное лицензирование операторов может быть заменено страхованием, добровольной сертификацией либо аттестацией, проводимой саморегулируемыми организациями. Однако предметный анализ опыта развитых стран опровергает эту точку зрения.

В международной практике процедура допуска не всегда буквально именуется "лицензированием", но в любом случае основана на жесткой системе требований, которым должен отвечать претендент на работу в том пли ином сегменте рынка транспортных услуг.

Ниже описаны действующие в ЕС и в США требования по допуску операторов на рынок грузовых автомобильных перевозок.

В Евросоюзе в соответствии с директивой Совета ЕС 96/26/ЕС предприятия, намеренные выполнять автомобильные перевозки грузов, должны иметь хорошую репутацию, иметь надежное финансовое положение и удовлетворять требованиям профессиональной компетентности.

Для подтверждения хорошей репутации проверкой устанавливается, что лицо или компания не подвергались судебному преследованию, в частности, коммерческого свойства, а также не были признаны в установленном порядке неспособными к осуществлению бизнеса в секторе грузовых перевозок.

При проверке надежности финансового положения компетентный орган должен проанализировать годовой отчет компании (если таковой имеется), а также финансовое обеспечение, включая банковские активы, кредитное состояние и историю, материальные активы, которые могут рассматриваться как финансовое обеспечение бизнеса, издержки (включая затраты на приобретение транспортных средств) и собственные оборотные средства. Бизнес должен иметь капитал и резервы в размере не менее 9 тыс. евро при наличии одного грузового автомобиля и по 5 тыс. евро на каждый дополнительный автомобиль.

Профессиональная компетентность подтверждается наличием у соискателя специальных знаний, состав которых определен директивой. Уровень компетентности проверяется на основе обязательного письменного экзамена, который может быть дополнен собеседованием. К перевозчикам опасных грузов предъявляются дополнительные требования, установленные специальной директивой Совета ЕС 94/55/ЕС.

В США компании, выполняющие междуштатные перевозки грузов, должны получить регистрацию в Федеральной администрации по безопасности автомобильных перевозчиков (Federal Motor Corner Safety Administration - FMCSA) и, кроме того, получить в министерстве транспорта США (Department о/ Transportation) регистрационный номер, который является уникальным идентификатором данного оператора для статистического наблюдения, аудита, рассмотрения претензий и исков, анализа. Все компании, впервые пол) чающие peгистрацию, должны пройти специальный аудит по безопасности и в течение 18 месяцев работать без происшествий для того, чтобы получить постоянную регистрацию.

Кроме того, компании, работающие по найму и подпадающие под юрисдикцию Бюро наземного транспорта (Surfасе Transportation Board) министерства транспорта США, должны получить специальное разрешение на работу в междуштатном сообщении. Разрешение определяет вид перевозок, разрешенные маршруты и вид перевозимого груза, а также условия выполнения перевозки (в частности, уровень ответственности и размер страхового покрытия). Поэтому компании, работающей па различных маршрутах, может понадобиться несколько подобных разрешений.

Наконец, компании, намеренные выполнять перевозку опасных грузов, должны получить специальное разрешение министерства транспорта (Hazardous Materials Safety Permit).

Таким образом, в развитых странах развитая система лицензирования грузовых автомобильных перевозчиков применяется не только для обеспечения необходимою уровня безопасности транспортной деятельности, но и для защиты всех субъектов рынка от деятельности ненадежных и неквалифицированных операторов.

Следствием ликвидации лицензионной системы на грузовом автотранспорте в России стало существенное снижение квалификации многих транспортных операторов, недобросовестная конкуренция, демпинг, падение уровня качества обслуживания. Следует ожидать, что по мере развития рыночных отношений в России будут реализованы все общепринятые в мире принципы допуска к транспортной деятельности.

Лицензирование перевозок производится по правилам, установленным законом «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее - закон № 99-ФЗ) и другими нормативными актами. В этой статье рассказывается, как получить лицензию на осуществление перевозок всеми видами транспорта.

Лицензирование пассажирских автомобильных перевозок

Лицензирование автомобильных перевозок пассажиров производится в силу п. 24 ч. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ в порядке, изложенном в положении о лицензировании перевозок автомобильным транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от т 27.02.2019 N 195 (далее — Положение).

Обратите внимание! Положение действует с 01.03.2019 до 01.01.2021 г.

Положением установлено, что:

  1. Лицензированию подлежит любая деятельность по перевозке пассажиров и других лиц автобусами, даже в том случае, когда перевозка осуществляется для собственных нужд или по заказам.
  2. Лицензия не нужна, если перевозки людей осуществляются автобусами специальных служб (полиции, скорой помощи, спасателей и т.п.).
  3. Разрешение на регулярные перевозки пассажиров между городами или внутри города с пригородом выдается территориальными органами Ространснадзора — управлениями Госавтодорнадзора по субъекту РФ или межрегиональными управлениями.

В разделе II Положения перечислены требования для соискателя лицензии:

  • назначение ответственного лица за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию;
  • наличие лицензии для организации и проведения их предрейсового/послерейсового медосмотра или договора, оформленного со специализированной организацией;
  • владение автобусами.

Как получить лицензию на перевозку автомобильным транспортом

Чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров, нужно отправить заявление в орган, осуществляющий деятельность по лицензированию автотранспортных перевозок.

К заявлению прикладываются копии следующих документов:

  • приказа о назначении ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • договора с медорганизацией на проведение предрейсового/послерейсового осмотра;
  • свидетельств о регистрации транспортных средств на все автобусы;
  • документов, подтверждающих право владения автобусами, если они не являются собственностью соискателя.

А также опись прилагаемых документов.

Важно! Сведения об автобусах включаются в реестр лицензий. Использовать для перевозки людей автобусы, не включенные в реестр, запрещено.

Правила перевозки пассажиров автомобильным и городским электротранспортом

Для получения лицензии и ведения деятельности по перевозке пассажиров и грузов авто- и электротранспортом перевозчик должен учитывать требования:

  • устава, утв. законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ;
  • конкретизирующих его положений (см. выше требование о соответствии заявителя иным нормативным акта, содержащееся в п. 4 положения о лицензировании).

При несоблюдении данных требований лицензирующий орган может отказать в выдаче лицензии или приостановить действие уже выданной (ч. 1 ст. 20 закона № 99-ФЗ).

Порядок перевозки пассажиров, в т. ч. с багажом, автобусами и легковыми такси, в т. ч. по заказу, а также трамваями и троллейбусами, подробно регламентируется Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее — Правила № 112).

В Правилах также утверждены формы и реквизиты билетов, квитанции на провоз ручной клади и багажной квитанции.

Итак, при перевозках пассажиров перевозчик должен:

  • соблюдать расписание поездок;
  • сажать и высаживать пассажиров на остановочных пунктах;
  • оборудовать ТС указателями и схемами маршрута;
  • оформлять путевые листы и т. д.

Перевозка грузов автобусами и городским электротранспортом

Подробный регламент осуществления грузоперевозок АТС изложен в Правилах, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила № 272).

  1. Заключение договора на перевозку груза подтверждается транспортной накладной, врученной грузоотправителем.
  2. Форма транспортной накладной утверждена в приложении 4 к Правилам № 272.
  3. На рассмотрение заявки заказчика перевозчику дается 3 дня.
  4. В оговоренный срок перевозчик передает грузоотправителю ТС под погрузку.
  5. Если поданное ТС окажется неисправным, это считается неподачей (п. 24 Правил № 272).
  6. Груз должен иметь основные, дополнительные, информационные надписи, манипуляционные знаки. По умолчанию маркировкой груза занимается грузоотправитель, но стороны могут договориться о том, чтобы все эти надписи сделал фрахтовщик.
  7. Если груз загружается/выгружается путем снятия контейнера с ТС, то оформляется сопроводительная ведомость и т. д.

Лицензирование воздушных пассажирских и грузовых перевозок

Порядок лицензирования воздушных перевозок пассажиров установлен положением, утв. постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 457:

  1. Лицензированием транспортных перевозок занимается Росавиация.
  2. Лицензированию перевозки подлежат как чартерные, так и регулярные.
  3. Для подачи заявления на получение разрешения нужно иметь воздушное судно, сертификат эксплуатанта и соблюдать правила воздушных перевозок.

Лицензированием перевозок грузов воздушным транспортом занимается та же Росавиация.

Лицензионные требования на перевозку груза аналогичны требованиям лицензирования перевозок пассажиров:

  • у заявителя должно быть собственное или арендованное воздушное судно с сертификатом летной годности и сертификатом эксплуатанта;
  • заявитель должен соблюдать правила воздушных перевозок.

Лицензирование железнодорожных перевозок

Лицензированием железнодорожных перевозок занимается структурное подразделение Ространснадзора — Госжелдорнадзор.

Он выдает разрешение:

  • на перевозки пассажиров в пригородном и дальнем сообщении;
  • перевозки опасных грузов.

При этом для дальнего следования пассажирские перевозки лицензируются по видам поездов: пассажирским, скоростным и скорым.

Лицензионные требования перечислены в п. 4 положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221. Это:

  1. Соблюдение правил перевозок пассажиров, установленных рядом нормативных актов.
  2. Наличие собственного или арендованного ж/д подвижного состава и оборудования.
  3. Создание в структуре организации-заявителя отдела по ликвидации ЧС или заключение соответствующего договора со сторонней организацией.
  4. Обязательное присутствие в штате организатора перевозок пассажиров, соблюдающего квалификационные требования, ответственного за безопасность движения и эксплуатацию поезда лица, машинистов.

Для получения разрешения отправляется заявление с документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований.

Обратите внимание! Порядок лицензирования перевозок опасных грузов ж/д транспортом аналогичен порядку выдачи разрешения на перевозку пассажиров.

Лицензирование водных/морских перевозок

Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов, в т. ч. опасных, внутренним водным и морским транспортом утверждено постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 193:

  1. Лицензия выдается Ространснадзором по документам, полученным из Госморречнадзора.
  2. Лицензионные требования для получения разрешения на любой вид деятельности одинаковы, предъявляемые документы тоже.
  3. Как и во всех других случаях, информация о начале и прекращении осуществления деятельности перевозчика публикуется в СМИ (ст. 21 закона № 99-ФЗ).

Обратите внимание! Порядок лицензирования международных перевозок морем ничем не отличается от порядка получения разрешения на ведение деятельности перевозчика на территории РФ.

Лицензионные требования и список документов одинаковы.

Общие правила выдачи и получения лицензии для ведения перевозок, в т. ч. международных

В этом разделе, подытоживая вышесказанное, расскажем о порядке выдачи и получения лицензии на осуществление перевозок:

  1. Общие правила оформления разрешения установлены ст. 13, 14 закона № 99-ФЗ.
  2. Заявитель отправляет в лицензирующий орган заявление с документами, подтверждающими соблюдение лицензионных требований. Они могут быть оформлены на бумажном носителе или в электронном виде.
  3. Список необходимых документов указан в положении о лицензировании автомобильных перевозок и подобных ему нормативных актах по каждому виду транспорта.
  4. Лицензирующий орган не вправе требовать документы вне утвержденного списка.
  5. Документы сдаются по описи, копия которой возвращается заявителю с предварительной отметкой о дате получения заявления.
  6. В течение 3 дней лицензирующий орган решает, рассматривать полученное заявление или нет.
  7. Решение о выдаче либо отказе в выдаче лицензии выносится в течение 45 дней со дня получения заявления (п. 1 ст. 14 закона № 99-ФЗ).
  8. Если лицензирующий орган решил выдать лицензию, то сразу же издается приказ о его выдаче, который вместе с лицензией регистрируется в реестре.
  9. Лицензия отправляется заявителю в течение 3 рабочих дней после регистрации.
  10. Выданная лицензия действует бессрочно.
  11. В период действия лицензии лицензирующий орган проводит документарные, плановые и внеплановые проверки.
  12. Если в результате проверки обнаруживаются нарушения, перевозчик привлекается к административной ответственности, а действие лицензии приостанавливается.
  13. Лицензия может быть аннулирована по причине прекращения деятельности лицензиатом либо судом.

Ответственность за перевозки без лицензии или с нарушением ее требований

Законодательство о лицензировании собственно мер ответственности не содержит, а только указывает на такие неприятные последствия нарушения лицензионных требований, как:

  • приостановление лицензии (совершается лицензирующим органом при наличии в отношении субъекта вступившего в законную силу постановления о нарушении требований лицензии);
  • аннулирование (совершается судом по заявлению лицензирующего органа, если лицензиат повторно грубо нарушил требования лицензии) и последующее прекращение (по решению суда об аннулировании производится лицензирующим органом).

Как было указано, приостановление наступает только при условии привлечения лицензиата к административной ответственности. Последняя предусмотрена пп. 2, 3,4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Важно! Мера ответственности за несоблюдение правил пассажирских перевозок устанавливается федеральным органом, у субъекта РФ такого права нет (определение ВС РФ от 15.07.2015 № 33-АПГ15-13).

Таким образом, общий порядок лицензирования пассажирских перевозок и перевозок опасных грузов авто-, воздушным, ж/д и водным/морским транспортом установлен законом № 99-ФЗ и подробно регламентируется положениями, утвержденными Правительством РФ, ведомственными актами.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: